Печать

Всех нас, коллектив Салаватского государственного башкирского драматического театра и горожан г.Салават, постигла большое горе – 21 июня 2009 года не стало заслуженного работника культуры Республики Башкортостан, ветерана труда, Почетного гражданина г.Салават Марса Шариповича Яппарова, директора СГБДТ с 1977 по 1997 годы, человека творческого, яркого, наделенного организаторским даром и неуемной работоспособности.

Человека удивительно теплого – не найдется в республике ни одной театральной точки, где не знали бы имя Марса Шариповича, не повторяли бы его с радостной улыбкой. Обладая неистощимой энергией, Марс Яппаров был инициатором интереснейших проектов в городе. При непосредственном участии Марса Шариповича проходили такие мероприятия, как «Театральная весна – 93, 95», Международный фестиваль «Содружество», гастроли в Китайской Народной Республике. Как директор СГБДТ, Марс Яппаров сделал много для сохранения и развития театра. Благодаря усилиям и дипломатическим способностям Марса Шариповича, театр в 1992 году обрел свое здание. Под руководством Яппарова М.Ш. театр сформировал сильную репертуарную афишу. Спектакли тех лет сегодня вписаны в историю СГБДТ золотыми буквами, стали достоянием не только Салаватского драматического театра, но и культурной жизни республики.


Родился Марс Шарипович 1 февраля 1936 года в деревне Янурусово Ишибайского района Республики Башкортостан. В 1959 году окончил Салаватский индустриальный техникум. Работал в жилищно-коммунальном управлении Салаватского нефтехимкомбината в должности начальника управления. Долгие годы был начальником пионерского лагеря «Спутник». 20 лет он преданно служил театральному искусству г. Салават. 1997-2001 годы являлся заведующим Салаватской картинной галереи ГХ им. Нестерова РБ.
Марс Шарипович любил людей всех без исключений театральных профессий и всегда встречал их в своем уютном кабинете добрым словом, советом. Человеческое обаяние, искреннее, доброе отношение к людям, редкое умение понимать и принимать окружающих – отличительные черты Марса Шариповича. Он был примерным семьянином, заботливым отцом, воспитал достойных детей и внуков.
В памяти коллег и друзей, Марс Яппаров останется человеком, беззаветно преданным театру. Светлая ему память!

 

Воспоминания Сафаргуловой (Байкова) Наили Абдулхаевны о своем Учителе(2016г.):

Разговор с Марсом Шариповичем.

Я полгода не была в Салавате, не была и в театре... каких то особых причин, вернуться не было...работа, дом... а тут вдруг звонок с просьбой оказать содействие в съёмках документального фильма об истории салаватского театра. Если быть точнее, то о 7 актрисах, которые спасли театр (тогда ещё аургазинский государственный колхозно-совхозный) в годы Великой Отечественной войны. Звонила молодая девушка из Питера, которая для своей дипломной работы выбрала эту тему. Я, конечно же, вызвалась помочь. Ехала, по знакомой Оренбургской трассе, по которой тысячу раз возвращалась после командировок из Уфы в ставший родным мне город, где прошло не много и не мало 30 лет, и вспоминала всё, что мне было близко и дорого. Это события и люди, с которыми меня связала судьба в этот период жизни. Подъезжая к городу, остановилась напротив Мемориального комплекса «Земля Юрматы». Вспомнила, Марс Шарипович, как Вы рассказывали о своём голодном, босоногом детстве. Смотрела на поле, где в конце сороковых 20-го столетия располагался лагерь немецких военнопленных и политических заключённых, начавших строить город, которого потом назовут именем национального героя башкирского народа САЛАВАТ. Как-то возвращаясь с гастролей, Вы попросили водителя остановиться именно на этом месте, сказав: - « Азамат, хочу рассказать Наиле Абдулхаевне, как я заполучил от одного немца губную гармошку, которая заворожила меня своим изумительным звучанием. Я довольно сносно играл на гармошке, даже из других деревень приходили женщины, и отпрасив у матери, забирали меня в клуб. В военное время гармонистов было раз-два, а праздника душа-то просила... Бывало, до утра приходилось играть до онемения пальцев рук. Я себя не жалел – мне было жаль женщин, на плечи которых легла вся тяжесть той проклятой войны...А тут губная гармошка! Думаю, вот обрадую их! Только как подобраться к ним? Однажды, мама попросила меня сходить за молоком в деревню, что стояла как раз на месте этого вот мемориального комплекса. И мне пришла в голову шальная мысль поменять молоко на губную гармошку. Конечно же, я не знал немецкого языка, и охрана не подпускала, ходили с собаками, было страшно, но желание оказалось сильнее меня. Благодаря юношеской смекалки и языку жеста я добился своего! Маме пришлось соврать, что споткнулся ...» В те минуты откровения я впервые услышала из Ваших уст о музыкальных талантах, которые привели Вас служить в область культуры и искусства. Мне всегда было безумно интересно слушать Ваши рассказы, их можно было слушать бесконечно – Вы были великолепный рассказчик! Помню, как Вы, Марс Шарипович, просили остановиться водителя ещё около одного дома по улице Первомайской напротив бывшего кинотеатра «Родина», и просили сигналить. На наши удивлённые взоры ответили: - « В подъезде этого дома я впервые поцеловал девушку...» Дальше был рассказ - поэма, как Вы встретили на танцплощадке тётю Раю – супругу, с которой прожили всю свою жизнь. Она воспитывала Ваших детей, выращивала цветы на 4-х сотках, а Вы пропадали сначала в пионерском лагере, где были директором, потом сутками не вылезали из театра, которого возглавляли два десятка лет.
Мы, встретившись с Вами впервые после моего назначения заведующей отделом культуры города, очень сильно конфликтовали. Салаватский театр тогда жил на «колёсах» и у него не было стационара. Вы как руководитель не хотели перемен! А мы вместе с Ильясовой Гульдар Музафаровной – главным режиссёром и главным художником Михаилом Самуиловичем Шнейдерман отбивали бюрократические пороги, дабы получить здание для театра. Помните, я Вас обвиняла в бездействии, говорила Вам, что Вы тормозите развитие театра, и даже поехала в Уфу к министру культуры Аминеву С.Х. с требованием снять Вас с занимаемой должности! Спасибо Салавату Хурматовичу, который, терпеливо выслушав меня молодую и эмоциональную, категоричную, сделал свои мудрые выводы. Он не поленился приехать к нам в город, не поленился провести собрание творческого коллектива, не поленился выслушать мнение каждого актёра индивидуально! После чего, министр, сказал своё твёрдое слово, что Марс Шарипович Яппаров остаётся на своей должности, и будет решать вопрос совместно с руководством города о передаче здания Дома культуры «Машиностроитель» под стационар для театра. Ещё добавил, что данный вопрос обговорён уже на правительственном уровне. Как же я радовалась тогда решению этого вопроса! Но эта победа досталась нам не просто – Гульдар Музафаровна и Шнейдерман с рядом ведущих актёров переехали в соседний город Стерлитамак, где обосновали свой театр. Я думала, что для Вас я останусь врагом, но Вы, Марс Шарипович, из меня недруга, сделали единомышленника. Я благодарна Вам за это! С целью проложить дорогу в театр я тут же вышла с инициативой в министерство культуры о проведении на базе салаватского театра республиканского фестиваля « Театральная весна ». Эта совместная работа отбросила в сторону все обиды и претензии друг к другу и положила начало нашей Великой Дружбе. Один Ваш мужской поступок в дни фестиваля до сих пор вызывает во мне уважение к Вашей персоне. Спросите: - « Какой? ». А помните, как один из важных представителей власти вёл себя (мягко говоря) грубо и нагло по отношению к одной из актрис...Вы его тогда взяли за грудки и объяснили, что так вести себя не подобает. Потом последовало Ваше увольнение... 60-летний юбилей, которого Вы не хотели проводить. Но я с артистами и Вашими друзьями провела это торжество на радость и восторг салаватских зрителей, где опять же вышеупомянутый «товарищ» позволил себе выразить в Ваш адрес нелицеприятные слова и « получил » за это по заслугам от нашего уважаемого высокопоставленного Друга. Вы тогда около полугода ходили без работы. Я предложила Вам, будучи начальником отдела культуры Администрации города, должность заведующего Музеем - Выставочным залом. Вы отказались, но я упрямо твердила своё говоря, что Вы не сможете сидеть дома и что Вы помрёте без работы, потому что Вы, Марс Шарипович, публичная и общественная ЛИЧНОСТЬ! Я рада тому, что я Вас тогда, всё – таки, переубедила. Город и республика в Вашем лице получили замечательного, дальновидного и деятельного музейного руководителя.
Никогда не забуду Вас, дорогой мой Друг, в роли Деда Мороза! Вы, были самый настоящий, самый добрый, самый мудрый, самый любимый Дедушка Мороз! Как Вас ждали дети, как Вы с ними вели беседы, как они готовились к встрече с Вами – это было неописуемое зрелище! Как сейчас помню во времена перестройки в конце 90-х, когда были кругом пустые прилавки и обозлённые, разочаровавшиеся во власти люди, мы ехали по городу с новогодней кавалькадой на лошадях и прохожие, кричали вслед «Какой к чёрту праздник?» Тогда, Вы остановили лошадей и начали беседовать с ними по душам, дали им конфетки из своего знаменитого красного мешка, и у них в лице появилась улыбка...Некоторые задавали Деду Морозу очень уж неудобные вопросы. Слушать Ваши ответы тогда собралась целая толпа прямо как на митинг. Один смельчак, помните, резко схватив Вашу руку, потащил в магазин, а там очередь с утра ждала привоз продуктов. «Когда будет колбаса?» «Будет ли в стране порядок?» Я тогда испугалась, что нас раздавят или Вас побьют. Вы - Дед Мороз отдали мне свой мешок с подарками и подняли руки... Народ стих... Вы, что бы всех видеть запрыгнули на пустой прилавок и начали свой монолог про жизнь. Я уж не помню о чём Вы там говорили, но хорошо запомнила, как все хором запели новогоднюю песню про ёлочку. Я, счастливая, раздавала конфеты... Вы были настоящим волшебником, Марс Шарипович!
Помню, 31 декабря 1993 года. Я - инвалид после рождения младшего сына лежу в гамаке дома обтянутая гирями среди железных конструкций и Вы - Дед Мороз, зашли поздравить меня и мою семью с наступающим Новым 1994 годом... Ваш голос дрожит, слёзы градом из Ваших глаз и еле слышатся слова: - « Всё будет хорошо, ты встанешь, ты пойдёшь, мы ещё будем танцевать...» И мы с Вами потом действительно ни раз кружились в вальсе! Марс Шарипович, признаюсь – Вы были самый лучший партнёр! Как Вы вели в танце, как Вы легко и быстро, так тонко чувствуя музыку, кружили - эта была сказка...

Салаватцы любили Вас, и слушали с упоением, будь Вы в роли Аксакала на городском Сабантуе, будь Вы в роли комментатора на спортивных соревнованиях или просто тамада на юбилейных и семейных торжествах. От Вашей искренней, убедительной, спокойной, уважительной, интонации всем становилось хорошо на душе. Я многому научилась у Вас. Вы – Учитель, каких редко. При всём при этом Вы были такой скромный Человек. Помню, как Вы аккуратно однажды коснулись вопроса присвоения звания Вам «Заслуженный работник культуры республики Башкортостан». Я так была удивлена, потому что, думала, как и многие другие, что у Вас уже есть звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Вас же всюду представляли именно так. Среди директорского корпуса республиканских театров Вы ведь были одним из самых уважаемых и опытных! И у меня на этот счёт не было и тени сомнения... Помню, как Вы, раскрасневшись, тогда сказали: - « Мне бы оно и не надо, но внуки, когда я помру, придя, на кладбище прочтут, и будут гордиться, что их дед был заслуженным». Я тут же написала ходатайство и звание Вам было подписано легко и просто, единственное поздновато...
Уроки жизни, которые Вы мне давали, я не забуду никогда. Благодаря Вам я нашла в себе силы стать руководителем вверенного мне театрального коллектива. Мне было страшно принять предложение министра культуры Талгата Нигматулловича Сагитова возглавить салаватский театр. Тот, кто понимает, поймёт меня. Театр – это сложный организм и театральная кухня каждому не по зубам! Это было в декабре 1998 года. Я не могла никак решиться. Вы с каким-то азартом мне сказали тогда: - « Давай, давай возьми этот театр и мы поработаем на славу!» И, Марс Шарипович, я рискнула с условием, что Вы вернётесь в свой родной театральный дом вместе со мной. В театре, кстати, до сих пор помнят, как мы с Вами сидели в одном кабинете два директора друг против друга – это были лучшие годы нашей верной и преданной службы Его Величеству ТЕАТРУ. Это я говорю искренне без пафоса. Ведь, это было воистину так!
...Еду по Салавату - город так же стоит на месте, везде такая же суета, жизнь бурлит и кипит... Только нас там нет... Подъезжая к зданию театра, увидела целую группу ребят, которые стояли вокруг мемориального камня, возведённого в честь 7 актрис, которые спасли театр в годы Великой Отечественной войны. Это были ученики 24-й школы. Учительница рассказывала им об истории нашего театра, а они с интересом слушали. «А эти актрисы здесь под этим камнем похоронены?» - спросил мальчик. Она ответила: - « Нет, это в знак благодарности коллектив театра воздвиг им этот памятник». У меня покатились слёзы, Марс Шарипович, значит, не зря были мои старания, и я Вас не подвела... Надеюсь, что Вы оттуда всё видите и радуетесь за нас за всех, за театр. Коллектив стал как одна большая СЕМЬЯ со всеми горестями, радостями и у нас одна ПАМЯТЬ как Вы и мечтали...
Марс Шарипович, у меня есть один вопрос к Вам, на который долгие годы не могу найти ответа. Забыть - тоже не могу. Поэтому сегодня лучше я его Вам задам...
Вас проводили со сцены как Вы и просили. Был прощальный митинг( я его сама вела) при полном аншлаге. Благодарили, вспоминали, фоном звучала песня в исполнении Вашей любимой певицы Гульчачак Шариповой и Вас вынесли... Театр остался осиротевшим...Все ушли...Последняя выходила из здания театра я вместе с Айгуль (секретарь) и Мариной (кассир). И вдруг зазвенели все телефоны во всех кабинетах... Стоял такой звон!.. Мы окаменев от неожиданности, смотрели друг на друга, и вахтёр Павел Николаевич тихо произнёс: -"Это Марс Шарипович прощается с театром"... ЧТО ЭТО БЫЛО ?.. В мистику я не верю, в случайность тоже...Верю только в то, что Вы как настоящий Волшебник могли это сделать! Теперь, вспоминая Вас, я частенько слышу этот звон...Звон в честь прощания с любимым театром...

 


Категория: Директора
Просмотров: 2783