Касса театра

8(3476)33-06-51,
33-06-71

Салаватский государственный башкирский драматический театр старше города, который дал ему имя. Салаватский период в истории театра начинается с 1956 года, а год его рождения – 1933, и назывался он в то время Аургазинский колхозно-совхозный театр. В тот период повсюду возникали кружки художественной самодеятельности, национальные театры. Аургазинский театр также образовался  на основе драмкружка при Карамалинском районном клубе, в котором занимались передовые учителя окрестных школ. Первой настоящей постановкой кружковцев стала «Голубая шаль» К.Тинчурина. После этого события, весной 1933 года, незадолго до начала посевной, при ходатайстве бюро райкома партии, драмкружок под руководством Губайдуллы Якупова обретает статус профессионального колхозно-совхозного театра и начинает основательную работу. После окончания Уфимского техникума искусств в молодой театр приехали артисты Галлям Галиев, Фаяз Вахитов, Газиза Уметбаева, Накия Алтынбаева, из Стерлитамакского педагогического училища – Бикташ Калимуллин.

 

Для повышения профессионального уровня Аургазинского театра, башкирское правительство направило сюда Елизавету Сыртланову-Шляхтину – известного деятеля искусств, заслуженную артистку Башкортостана. Знаменитая Лиза-апай стала первым режиссером, по сути – основателем театра.

В репертуаре довоенного периода – классика башкирской, татарской драматургии, пьесы золотого фонда русского театра -«Молодые сердца» Ф.Бурнаша, «Сибиряк Гильман» А.Тагирова, «Галиябану» Х.Ибрагимова, «Без вины виноватые» А.Островского. Аургазинцы завоевывали главные призы фестивалей колхозно-совхозных театров. Мало-помалу Аургазинский театр из самодеятельного кружка переходил на уровень профессионального. При поддержке башкирского правительства развивалась материальная база театра. Артистам удавалось создавать яркие образы, раскрыть характеры персонажей в соответствии с идейной нагрузкой, не отходя от требований времени.  

В суровые годы Великой Отечественной войны семь преданных и героических актрис сохранили театр для потомков, для будущих поколений зрителей. Создав из драматического коллектива агитбригаду, артисты колесили по деревням и селам, поддерживая духовные силы народа. Две актерские семьи – Закия и Ибрагим Ахмеровы, Газиза Насырова и Бикташ Калимуллин являлись «движущей силой» репертуара, творческими лидерами коллектива.

 

«Великое переселение актеров» состоялось под руководством директора И. А. Ахмерова, который возглавил театр 1941 году, директорствовал он с перерывом почти четверть века. Костяк труппы в те годы составляли Р.Баянов, М.Амирханова, Р.Сайфуллина, Х.Фахриев, И.Валеев. В эти же годы у театра появился свой первый профессиональный режиссер, выпускник московского ГИТИСа Халит Усманов. Оценив творческие возможности коллектива, он счел нужным обратиться к масштабным произведениям («Тансулпан» К.Даяна, «Огненный вихрь» А.Мирзагитова, «Салават» Я.Апушкина). Его придирчивому взгляду сразу открылись все «неправильности» в исполнении ролей актерами, и он первым стал выстраивать мизансцены, принимая в расчет характеры образов, с соблюдением идейно-смысловой нагрузки произведения. Труппа театра постепенно, шаг за шагом усваивала законы сценического искусства. Традиции, оставленные Х.Усмановым, достойно продолжил молодой режиссер Рафаэль Аюпов. Для него оказалось не сложным работать с труппой, составляющей единый ансамбль. Нужно лишь не растерять достигнутое и подниматься на новые ступени в творчестве. Рафаэль Аюпов обратился к драме С.Мифтахова «Зимагоры», высокий профессионализм режиссера в этой постановке позволил артистам успешно создать типические образы. Каждый спектакль Аюпова был удачнее предыдущего. За «Зимагорами» последовали спектакли, поднимающие морально-этические, психологические, духовные проблемы действительности. Среди них «Раушан» Г.Ахметшина, «Горькие ветра осени» А.Гиляжева, «Райса» и «Файзи» Н.Асанбаева, «Недоспетая песня» М.Карима.

После ухода Р.Аюпова, в 1964-м году главным режиссером в театр пришел Вазих Сайфуллин, бывший актер труппы.  Режиссер был хорошо знаком с уровнем мастерства своих коллег, но его волновало их творческое будущее. Его тревожило, что профессиональные данные актеров могут остаться заключенными в жесткие рамки национальной драматургии. Поэтому В.Сайфуллин стремился расширить актерский творческий диапазон, сделав его более гибким и разноплановым, пробовал их силы в произведениях мировой классики, обогащая и усовершенствуя их опыт. Обращение к зарубежной драматургии и пьесам родственных народов помогло поднять авторитет коллектива, дало толчок для роста творческого потенциала. Среди таких спектаклей - «Чудак» Н.Хикмета, «Смелые девушки» Т.Гиззата, «Эзоп» Фигейредо, «Бай и батрак» Х.Хакимзаде-Ниязи. Только это короткое перечисление постановок 60-х годов дает представление о разнообразии, разноцветье репертуарной афиши. И если до Сайфуллина в спектаклях театра отражались преимущественно проблемы социально-бытовые, то теперь молодой режиссер смело ставит перед зрителем вопросы общественно-политической, философской тематики. В 1964-1965 гг. труппу пополнили выпускники Уфимского училища искусств Ф.Нигматуллина, А.Мустафин, Ф.Ахметов, А.Нурмухаметов и др. Стали возможными постановки этапных спектаклей с большим актерским составом. Вазих Кашапович служил в салаватском театре в общей сложности четверть века. Его постановки - «Иргиз» Х.Давлетшиной, «Смелые девушки» Т. Гиззата, «Эзоп» Г.Фигейредо, «Выходили бабки замуж», «Таштугай» Ф.Булякова - вошли в сокровищницу национального театра.

В Салаватском театре сформировался как режиссер Лек Валеев, получивший образование в ленинградском вузе. Его постановки «В день свадьбы» В.Розова, «Страна Айгуль» М.Карима и другие оставили свой неповторимый след в истории театра, добавив коллективу силу и мощь на пути к вершинам искусства.

 ...В первые годы своей городской жизни театр располагался в двух бараках, затем не одно десятилетие шли репетиции в приспособленном помещении, предназначенном для продмага. Театр не имел главного – стационарной сцены. Большую часть времени театр, оставаясь передвижным, проводил «на колесах», гастролировал по городам и весям. Ситуация начала меняться, когда директорское кресло занял Марс Шарипович Яппаров, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан, Почетный гражданин города Салавата. М.Ш.Яппаров возглавлял театр двадцать лет. С присущей ему дипломатичностью он формировал отношения и с городской властью и с руководителями ведущих промышленных предприятий, в первую очередь с нефтехимкомбинатом, ныне ООО «Газпром нефтехим Салават». Салаватский театр и градообразующее предприятие – особая страница биографии, ведь все судьбоносные события происходили не только с его участием, но и благодаря его помощи и поддержке. В декабре 1992 г. театр переехал в свой новый дом – в бывшее здание Дома культуры «Машиностроитель».

 

 

 

В 1998 году по приглашению Министерства культуры РБ Наиля Абдулхаевна Сафаргулова (Байкова) вступает в должность руководителя Салаватского государственного башкирского драматического театра и возглавляет творческий коллектив по июнь 2014 года, отдав свои лучшие годы сохранению и развитию культуры и искусства города. Наиля Абдулхаевна развивает уже в современном контексте традиции, заложенные самым успешным директором М.Ш.Яппаровым.

Может быть потому, что у труппы не было пристальной опеки и ласки больших чиновников, Салаватский театр являлся экспериментальной площадкой сценического башкирского искусства.
Салаватский театр по большому счету никогда, несмотря на то, что он долгие годы не имел стационарной сценической площадки, не изменял своему главному предназначению – духовного наставника своего зрителя. Актеры были фанатично преданны именно этому театру, театру, который в первые десятилетия оставался «театром на колесах». Здесь взошла звезда народных артистов Рима Баянова, Файзуллы Бахтиярова, Рифа Музагитова, Рафаэля Салихова, Флюры Мустафиной-Нигматуллиной... Продолжают традиции нынешние актеры Салаватского государственного башкирского театра заслуженный артист Российской Федерации Миндулла Идрисов, народные артисты Республики Башкортостан: Гульшат и Рим Зиязетдиновы, Риза Магадеев, Гульчачак Шарипова, заслуженные артисты Республики Башкортостан: Якуп Шарипов, Назгуль Исанбаева, Науфиля Якупова, Гульфира Сафиуллина, Фатих Кульсарин и другие.

В 2006 году Салаватский государственный башкирский драматический театр открыл двери для молодых актеров Айсылу Лукмановой, Рафаэля Гайнуллина, Мираса Юмагузина, Рифа Мусина, Револя Гималова, Наркас Юмагузиной – выпускников спецкурса Уфимской государственной академии искусств, художественным руководителем, которого являлся Ахтям Абушахманов, заслуженный артист РФ, народный артист РБ.

Многие из них – лауреаты ежегодной премии «Лучший актер года». Аналогов этому проекту на театральной карте республики нет. Премию вручает местный предприниматель Салават Исхаков.

Именно в Салавате в 1993 году родилась «Театральная весна» - фестиваль республиканских театров. На первой «Театральной весне» Салаватский государственный башкирский драматический театр отметил свое новоселье.

Знаковое событие – переоборудование сцены. В 2005 году состоялась самая необычная премьера за всю историю театра – презентация новой сцены, на это торжество приезжал тогдашний Президент РБ М.Г. Рахимов. Технологическое оснащение сцены, самого современного в республике, было осуществлено благодаря ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», генеральному спонсору театра.

На салаватской сцене впервые зазвучали имена ныне признанных башкирских драматургов. Одно из ярчайших – Флорид Буляков. Спектакль по его пьесе «Расстрелянный табун», поставленный молодым режиссером Гульдар Ильясовой, стал откровением для зрителя, важной вехой творческой биографии Гульдар Ильясовой, заслуженного деятеля искусств РБ, лауреата государственной премии имени С.Юлаева. «Выходили бабки замуж», «Похищение дедов», «Таштугай», «Отчего девчонки плачут», «Цветок прощания – герань» - впервые были поставлены именно на Салаватской сцене. Каждое последующее произведение драматурга, увидевшее свет на Салаватской сцене, становилось для коллектива очередной ступенью на пути к высотам мастерства.

Коллектив театра гордится и тем, что великий Мустай Карим при жизни проявлял искренний интерес к проблемам развития провинциального театра, встречался с его актерами. Народный поэт Башкортостана благословил постановку своего «Салавата» на салаватской сцене. Режиссером спектакля «Салават» по пьесе М.Карима «Семь сновидений сквозь явь» выступила Наиля Сафаргулова (Байкова). Мустай Карим присутствовал на премьере «Салавата», одобрил его как зритель, пожелания создателям спектакля явились источником вдохновения на многие сезоны для всей труппы.

Долгие годы сотрудничества связывали Салаватский театр и классика башкирской драматургии Нажиба Асанбаева, автора легендарного «Красного паши». Нажиб агай в молодые годы непродолжительное время работал в Салаватском театре. Три спектакля по его пьесам – «Башкир из Кузян» (по трилогии «Заки»), «Зайтунгуль» и «Семь девушек» поставлены на салаватской сцене за последнее десятилетие. Сценическая история их интересна. «Многосерийную» пьесу «Заки» рискнула взять к постановке Наиля Сафаргулова (Байкова). «Зайтунгуль» на салаватской сцене поставил Олег Ханов, заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Республики Башкортостан, лауреат Государственных премий РБ и РФ. А драма «Семь девушек», в основе которой лежит реальная история и написанная специально для Салаватского театра, в постановке Айрата Абушахманова, стала его своеобразной визитной карточкой.

На открытии 74-го театрального сезона (2006г.) присутствовал классик - легенда татарской драматургии Туфан Миннуллин. Сезон открывался премьерой – спектаклем по пьесе Т.Миннуллина «Вот так случилось» (постановка Олега Ханова). В этой работе – сплав зрелости и молодости салаватской труппы, спектакль талантливо продемонстрировал и верность традициям и их творческое развитие. Театралы отметили современный стиль и неповторимый почерк сценографа – главного художника Салаватского государственного башкирского драматического театра Альберта Нестерова, ярко заявляющего о себе в каждом постановочном решении оформляемых им спектаклей.

Сегодня старейшая труппа не изменяет своей вечной любви – любви к сельскому зрителю, это ее корни, ее неиссякаемый источник вдохновения. Нет в родном Башкортостане даже маленького клуба, полевого стана, где бы не играли салаватские артисты. За всю историю театра не было сезона, чтобы отменились сельские гастроли. Время диктует свои маршруты гастрольных дорог. Начавшись в 1991 году с поездки в китайский город Мишань в рамках культурного обмена (была представлена башкирская фольклорная программа в постановке режиссера К.Надершина), в последующие годы в географии гастрольных афиш появлялись названия новых стран, регионов и городов - это Ташкент (Узбекистан), Бишкек (Киргизия), Актау (Казахстан), Москва, Казань, Челябинск, Оренбург, Екатеринбург, Курганская область, Пермская область, Ханты-Мансийский автономный округ и т.д.

73-ий театральный сезон (2005г.) завершился участием в фестивале театров малых городов России, который проводил Государственный Театр наций в Москве. На легендарной сцене Малого театра на Большой Ордынке Салаватский государственный башкирский драматический театр играл спектакль «Кавардак FOREVER» (режиссер-постановщик Эдуард Шаихов, художник-постановщик Альберт Нестеров – ныне заслуженный деятель искусств Башкирии, лауреат российской национальной театральной премии "Золотая маска", кавалер ордена Салавата Юлаева).

В 2015 году состоялась поездка театрального коллектива в Турцию, г.Конья, для участия в VIII Международном фестивале тюркоязычных театров «Тысяча вдохов и один голос». На суд зрителей был представлен спектакль в постановке З.Сулейманова «Последняя песнь деда Коркута»  по одному из сказаний огузского эпоса «Книга деда Коркута».

В 2016 году постановка «Земляки» ("Ерҙәштәр") по мотивам повести аксакала башкирской драматургии Мустая Карима "Деревенские адвокаты"был включен в Лонг-лист Премии "Золотая маска"- список самых заметных спектаклей сезона. Режиссер-постановщик – Антон Федоров (г.Москва). А самой главной победой сезона стало участие в IX Республиканском фестивале «Театральная весна» со спектаклем М.Карима «Земляки» (режиссер-А.Федоров), где мы получили 2 номинации: «Лучший спектакль» и «Лучшая мужская роль второго плана» (Радик Галиуллин за роль Курбангали).
В марте 2017 года спектакль "Шукшин" по рассказам Василия Шукшина в постановке Антона Федорова участвовал в I Всероссийском фестивале театров народов Поволжья и Урала «Идель-Урал-Буа – пространство диалога» в г.Буинск Республики Татарстан и получил диплом участника.

…История Салаватского театра еще только пишется. Интрига возникает порой самая неожиданная. Но всегда побеждает любовь к сцене. Вечная любовь, доказывающая, что театр – дорога без конца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перевод литературно-художественного издания "Годы ведут к вершинам" (Йылдар үрҙәргә юллата).

Автор: Мухтар Сабитов. Очерк. -Уфа.Издательство Башкортостан "Китап", 1993 год.

ЗАКЛАДКА ФУНДАМЕНТА
В начале разговора о Салаватском государственном башкирском драматическом театре необходимо сказать несколько слов о рождении башкирского национального сценического искусства, потому что, именно опираясь на законы его развития, этот театр появился на аургазинской земле.
Еще до революции отдельными башкирскими труппами осуществлялись постановки пьес башкирских авторов - Фазыла Туйкина "Терои современности", "Жертвы судьбы", Бахтигарея "Проданная земля".
С начала 1900-х годов в башкирском театральном искусстве отмечалось появление реалистического воплощения образов современника, их полнокровных и неповторимых характеров. В те годы начинают активно использоваться приемы социально-психологического и философского анализа.
В 1905г. преподаватель русского языка Ильяс Кудашев-Ашкадарский, осуществив перевод на родной язык, готовится ставить в здании Оренбургского городского театра пьесу А.Островского "В чужом пиру похмелье" ("Ученые и неучи"). Однако он встречает сильное сопротивление буржуазных националистов и представителей религиозных кругов. Только в апреле 1906г. Н.Кудашеву-Ашкадарскому удается показать спектакль в Уфе.
В годы столыпинской реакции работа по созданию национального театра не прекращается.
В мае 1907 г. труппе И.Кудашева-Ашкадарского в количестве 7 человек все лее удается поставить спектакль "Ученые и неучи" в Оренбургском театре. Активное участие в труппе принимает один из основателей башкирского театра Вали Муртазин-Иманский. Позже к ним присоединяется русская девушка, в совершенстве владевшая башкирский языком, Елизавета Сыртланова-Шляхтина. Талантливый мастер сцены навсегда связывает свою жизнь с башкирским театром.
В начале 30-х годов Е.Сыртланова-Шляхтина участвует в создании Аургазинского колхозно-совхозного театра, лежавшего в основе Салаватского башкирского драматического театра.
После революции Башкирское правительство начинает уделять большое внимание развитию национального искусства в республике. Выделяются средства на культурно-просветительную работу, образуются самодеятельные коллективы. В этот период в столице Малой Башкирии - Стерлитамаке открывается первый национальный драматический театр. По этому примеру, в 1919 году в республике повсеместно возникают национальные театры.


ПЕРВЫЕ ШАГИ
В 30-е годы башкирское национальное искусство развивается по пути воплощения образа человека нового времени. Коллективизация, индустриализация страны, формирование в этом процессе советского человека, его моральная закалка - отличительные черты, своеобразие эпохи тридцатых годов. В деревнях, райцентрах создаются кружки художественной самодеятельности, молодежь выступает с концертами, одноактными спектаклями. Не остаются в стороне от этого процесса и аургазинцы. Молодежь деревни Карамалы, тогдашнего райцентра, дружно берется за благое дело. Весомый вклад внес в культпросветработу коллектив учителей местной школы. В свободное от основной работы время они готовят и показывают публике концертные номера, скетчи, юмористические сценки. Активно участвует в этом счетовод колхоза Хайрулла Насыров. Несмотря на отсутствие пальцев одной руки, он является бессменным аккомпаниатором. Ни одно выступление коллектива не обходится без его музыкального сопровождения на гармони. Ласкают слух зрителей и задушевные песни в исполнении его супруги Аклимы.
Доброе начинание коллектива публика высоко оценила. Она с нетерпением ожидает выхода новых программ. Растет тяга к творчеству и у самих артистов. Однако для дальнейшего развития районного кружка самодеятельности у сельского клуба маловато возможностей. Не хватает сценических костюмов, нет даже руководителя, который бы направил работу в нужное русло. Вся ответственность ложится на плечи коллектива учителей. Осознавая это, руководство района направляет заведующим Карамалинским районным клубом Султана Кунакбаева - выпускника Стерлитамакского педагогического училища. Приезд нового руководителя оживляет культурно-просветительную работу в районе. В кружок самодеятельности начинает тянуться талантливая сельская молодежь.
Творческие искорки постепенно разгораются в большой костер. Выходившие на сцену прежде только с концертными номерами, учителя делают попытки поставить масштабные произведения. При районном клубе открывается драматический кружок. Завклубом С.Кунакбаев с жаром берется за это дело, его давняя мечта близка к осуществлению. Смелость учителей его окрыляет. Возлагая на кружок большие надежды, он принимается за организационную работу, приобретает необходимые материалы. Волнует его еще один важный вопрос - подобрать подходящего руководителя драмкружка. Эта мысль не дает ему покоя ни днем, ни ночью. Людям талантливым для выступления с концертными номерами не нужно большой подготовки. А вот драма - другое дело. И требования другие. Непременно нужен руководитель кружка. Султан Кунакбаев советуется с инструктором райкома комсомола Губайдуллой Якуповым. Скоро комсомольский работник, оставив основную работу, приходит в районный драмкружок в качестве руководителя.
Осенью 1932 года драмкружок при районном клубе сформировывается окончательно. Коллектив выпускает драму по пьесе татарского драматурга К.Тинчурина "Голубая шаль". Эта успешная работа самодеятельных артистов стала большим праздником для любителей искусства Карамалов.
Представление кружковцев не оставляет равнодушными секретаря Аургазинского райкома партии Сабира Измайлова и председателя исполкома Шаихтара Вагапова. Они понимают неоценимую роль искусства в духовном развитии человека в переломный период истории страны и загораются идеей образования профессионального театра в райцентре. В скором времени бюро райкома поднимает вопрос о создании в Аургазах профессионального театра. Члены бюро принимают решение ходатайствовать об открытии колхозно-совхозного театра и привлечь к этому квалифицированные кадры.
После этого события, весной 1933 года незадолго до начала посевной, драмкружок под руководством Г.Якупова обретает статус профессионального и начинает основательную работу.


НАЧАЛО ПУТИ
Неотъемлемая часть культурной революции 20-30-х годов в Башкортостане - образование профессиональных театров. В эти годы в Баймакском, Кугарчинском, Кигинском, Белебеевском, Давлекановском, Дюртюлинском районах успешно работают колхозно-совхозные театры. Аургазинский театр, перейдя в разряд профессиональных, быстро завоевал симпатии народа, гремел на весь район. Впервые полгода театр, выпустив около десятка спектаклей, был признан публикой. Конечно, из-за профессиональной неподготовленности артистов среди спектаклей были и удачные, и неудачные. К примеру, спектакль по пьесе Г.Идрисова "Весенняя песня" шел на райцентровской сцене с вечера до утра, однако терпеливая публика не расходилась из клуба до конца представления.
Театр, наряду с постановкой спектаклей, не забывал о своих прежних традициях. В конце каждого спектакля артисты показывали концертные номера, скетчи. В тот период в башкирско-татарской литературе ощущалась нехватка писателей-сатириков, поэтому артисты театра сами, подглядев из жизни картинки быта, воплощали их на сцене. В их сатирических произведениях, интермедиях, фельетонах высмеивались человеческие и общественные пороки - лень, хулиганство, пьянство. Эта сатирическая часть программы под названием "Крючок" сохранялась в репертуаре театра вплоть до конца 30-х годов.
Хотя переход самодеятельных артистов на профессиональный уровень пока не принес особых творческих успехов, они в полной мере сознавали свою ответственность. Несмотря на то, что создавались на первый взгляд "незрелые" спектакли, театр жил, шла активная пропаганда национального искусства. Зритель высоко оценил работу режиссера Г.Якупова, перешедшего на эту должность с руководителя драмкружка, и артиста С.Кунакбаева - бывшего завклубом.
Осенью того года в театр после окончания Уфимского техникума искусств приехали молодые артисты Галлям Галиев, Фаяз Вахитов, Газиза Уметбаева, Накия Алтынбаева, из Стерлитамакского педагогического училища - Бикташ Калимуллин.
Приезд молодых артистов вдохновил творческий коллектив. Они, требовательно оценивая каждое произведение, выносили спектакли на суд зрителя с ответственностью профессионалов.
Осенью 1933г. районный центр переносится из Карамалов в Толбазы. Районное руководство выделило для театра помещение в новом клубе. Это событие способствовало повышению профессионального уровня, создавало условия для работы над новыми спектаклями.
Конечно, пополнение коллектива профессиональными кадрами не означает решения всех проблем. Несмотря на диплом об окончании специального учебного заведения, уровень способностей артистов разный. В театре все не могут быть "звездами". Театр - организм особый, Он развивается - творческом соревновании. Чтобы руководить этим сложным организмом, нужен дельный режиссер. После приезда из техникума молодых артистов, профессиональная неподготовленность режиссера театра Г.Якупова стала сильно ощутимой. Коллектив театр избирает своим режиссером Тимера Бакыева, поднаторевшего в качестве актера в других коллективах.
Молодой руководитель принимается за дело. Он ставит пьесы башкирских, татарских, русских драматургов. Однако со временем меняется сознание народа, требования к театру растут. Потому и появляется настоятельная необходимость в режиссере современно мыслящем, чувствующем тонкости сценического искусства, способном донести его в массы.
Работу Тимера Бакыева для своего времени невозможно переоценить, однако постановка "недопеченных" драматических произведений мешает формированию театра. Профессиональный уровень театра падает. Не успевшие раскрыть свои дарования актеры начинают "сворачиваться". Поэтому многие артисты, потеряв надежду, вынуждены покинуть свои рабочие места. В дальнейшей судьбе театра назревают крупные перемены.


ПЕРЕЛОМ
Башкирское правительство и Управление искусств уделяет должное внимание развитию очагов культуры в республике. Во II половине 30-х годов проводится большая работа по обеспечению учреждений культуры профессиональными кадрами. Всегда на виду колхозно-совхозные театры, особенно много вкладывавшие в развитие национального искусства.
Для повышения профессионального уровня Аургазинского театра, Башкирское правительство направляет сюда в качестве режиссера Елизавету Сыртланову-Шляхтину, известного деятеля искусств, заслуженную артистку Башкортостана. Опытная артистка в союзе с режиссерами Тимером Бакыевым и Ахметом Садыковым начинает свою работу в первую очередь с изучения индивидуальных способностей, творческих возможностей каждого артиста. Лиза-ханум приходит к выводу, что у многих из них сценическая речь, понятие о создании характера, образа далеки от совершенства. Однако режиссер, посвятившая 40 лет своей жизни искусству, не спешит избавляться от "деревянных" артистов, напротив, начинает давать творческому коллективу уроки сценического мастерства. Ее уроки раскрывают новые сценические секреты даже для тех, кто считал себя преуспевающим артистом. Наставница разъясняет, что в спектакле главное - не блеск огней, не богатые костюмы и декорации, а правильные мизансцены, сценическая речь и движение, соответствующие законам сценического искусства. Изъяны актерской игры ничем не прикроешь, здесь не поможет никакая мишура. По этому поводу Лиза-ханум любила повторять известные слова Ф.И.Шаляпина: "На сцене я никогда не бываю один. На сцене - два Шаляпина. Один играет, а другой проверяет". Старания выдержанного, терпеливого режиссера дали свои плоды: не будет преувеличением сказать, что артисты Аургазинского театра сумели создать единый ансамбль, растущий в профессиональном плане творческий коллектив. Спектакль по пьесе Ф.Бурнаша "Молодые сердца" в постановке Е.Сыртлановой-Шляхтиной завоевал симпатии зрителей и районной общественности и выявил нераскрытые творческие возможности артистов.
В конце 1935г. Аургазинский колхозно-совхозный театр из самодеятельного драмкружка мало-помалу переходит на уровень профессионального. Артистам удается создавать яркие образы, раскрыть характеры персонажей в соответствии с идейной нагрузкой, не отходя от требований времени.
В том же году Лиза-ханум обращается к произведениям современных драматургов и ставит полнокровные спектакли, вкладывая весь свой талант, сосредотачивая в них богатый опыт русских театров и башкирского академического театра.
Среди наиболее удачных спектаклей - постановки Е.Сыртлановой-Шляхтиной - "Сибиряк Гильман" А.Тагирова, "Галиябану" М.Файзи и другие. В них правдиво изображаются характеры современности, драматизм освободительной борьбы.
Лиза-ханум работает над пьесой "Сибиряк Гильман" особенно упорно. Предварительно она ознакомилась со всем творчеством автора. Тщательно изучила язык автора, стилевые приемы, систему образов, особенности изображения характеров. Это помогло ей в создании типических образов спектакля.
В 1936 г. Аургазинский театр со спектаклем "Сибиряк Гильман" занял I место в Республиканской олимпиаде театров, проводившейся в Уфе.
После этого громкого успеха Башкирское правительство оказывает еще большую поддержку театру в плане усиления его материальной базы. Выделяются средства для приобретения костюмов, необходимых материалов для декораций. А главное -республиканское правительство подарило коллективу машину -"полуторку", до этого театру приходилось гастролировать на лошадях и быках.
С появлением грузовой машины творческая жизнь артистов резко изменилась. Прежде гастрольные маршруты пролегали по Аургазинскому и близлежащим районам, а теперь появилась возможность выезжать на "полуторке" далеко за пределы Толбазов. Театр приобретал известность и завоевывал любовь зрителя повсеместно.
Особенно заметен профессиональный рост Аургазинского театра периода 1939-1940 годов. Судя по газетным публикациям, большого успеха театр достиг, выпустив спектакль по пьесе А.Островского "Без вины виноватые" в переводе на башкирский язык Е.Сьтртлановой-Шляхтиной.
Творческие возможности театра расширяют молодые артисты - выпускники Уфимского техникума искусств, группа которых прибыла в театр в 1938 году - это Гульсум Миргасимова, Сарвар Сыртланова, Гали Ягудин, Закия Ахмерова и др. Все силы они вкладывают в совершенствование художественной эстетики театра, работают над сценическими произведениями различных жанров и различной тематики - от бытовых до морально-этических и исторических. В афише этих лет - пьесы известных башкирских и татарских авторов Даута Юлтыя, Хабибуллы Ибрагимова, Баязита Бикбая, Сагита Мифтахова, Тажи Гиззата, Наки Исанбета, а также произведения русской и зарубежной классики.
Вспоминает известная артистка Газиза Насырова: "Когда образовался Аургазинский профессиональный театр, я была еще подростком, однако уже тогда страстно хотела выступать на сцене. День и ночь мне не давала покоя эта мечта. После долгих мучительных раздумий я пришла в клуб. Была не была, попытаю счастья. В клубе меня встретила Лиза-ханум. Поздоровались. Она как-то по-матерински посмотрела на меня и спрашивает: "Ты по какому делу, красавица?" Я все сразу выложила: "Возьмите меня в артистки." Лиза-ханум с улыбкой пригласила меня в кабинет, порасспрашивала меня о житье-бытье, а потом говорит: "У сцены свои требования, свои законы. Чтобы стать артисткой, мало одного желания. Тяжело дать тебе роль сейчас. " Сердце мое сжалось от предчувствия неудачи. "Тоже мне, артистка нашлась", - ругала я себя мысленно. Но скоро мои страхи рассеялись. "Если согласна - поработай у нас костюмером. Потихоньку научишься, подберу тебе подходящую роль." Вот так в 1937 году я стала работать в Аургазинском театре.
Лиза-ханум с первых дней работы уделяла мне большое внимание. Она раскрывала передо мной секреты артистического ремесла. Была очень требовательной, мудрой. Никогда не раздражалась на людей, всегда была приветлива. Она считалась очень талантливой артисткой и режиссером для своего времени. Наверное, поэтому довоенный театр считался одним из самых сильных коллективов республики."
К началу 40-х годов Аургазинский театр достиг уровня профессионального коллектива, завоевал доверие зрителя. В эти годы были поставлены спектакли Т.Гиззата, Г.Насыри, Б.Бикбая "Карлугас", М.Гафури "Черноликие", получившие достойную оценку зрителей по всему Башкортостану.


ОГНЕННЫЕ ГОДЫ
22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на Советский Союз. На рассвете следующего дня в Аургазах, как и по всей стране, началась мобилизация. Всех мужчин колхозно-совхозного театра проводили на фронт. И "полуторка", полученная в подарок за олимпиаду, вместе с шофером ушла на фронт.
Из артистов остались 7 женщин и один мальчик-подросток. Но несмотря на это, театр хотел выжить. В трудные дни он стремился быть поближе к народу. Конечно, довоенные афиши временно были отложены в сторону, место спектаклей заняли традиционные концертные номера, скетчи, одноактные пьесы. В военное время и в этих произведениях ощущался недостаток. Поэтому артисты были вынуждены выступать с произведениями собственного сочинения. Народ тепло принимал свой театр, В этот период профессиональный уровень театра заметно упал, к тому времени Лиза-ханум ушла на заслуженный отдых, а пришедший режиссером после окончания Уфимского техникума искусств Губайдулла Якупов вместе со всеми был мобилизован. Отсутствие художественного руководства порождало серьезные трудности. Однако шутливо прозванный в народе "театром семи женщин и одного подростка" коллектив не сдавался и продолжал творческую работу.
В этот тяжелый период многие колхозно-совхозные театры навсегда закрыли свои двери. Сохранилось только два из них -Баймакский и Аургазинский. Аургазинцы создали из драматического коллектива агитбригаду. С первых дней войны, перестроившись на военный лад, артисты днем работали в колхозе, а вечером, несмотря на голод, холод, запрягали быков и ехали из деревни в деревню, стараясь поднять настроение людей.
Закия Ахмерова и Газиза Насырова исполняли мужские роли. Конечно, мужские образы были не очень выигрышными, но были необходимы в творчестве.
Директором и режиссером театра была назначена Айсылу Ганиева. Возложив на себя тяжкий груз, молодой руководитель стремится облегчить затруднительное положение театра. Она едет Уфу, чтобы найти произведение, постановка которого могла бы вновь воссоздать драматическую труппу из агитбригады. Поездка была удачной. В столице она встретилась с писателем М. Бурангуловым и, взяв его пьесу "Женщина-руководитель", принялась за работу.
В это время по указу Совнаркома СССР, в Давлеканове, ставшем военным городком, закрываются все учреждения культуры. Башкирское правительство присоединяет Давлекановский театр к Аургазинскому. Это решение правительства вдохнуло новые силы в погибающий театр. Возобновилась творческая жизнь после прихода Ибрагима Ахмерова - бывшего директора Давлекановского театра, артистов Мажита Аминева, Барыя Сафина, Нажибека Хафизова. Появилась возможность снова ставить спектакли на профессиональном уровне.
И.Ахмеров наряду с работой артистом исполняет обязанности директора. Ему без особого труда удается наладить работу, а также достать средства, необходимые для коллектива. Для повышения профессионального уровня он приглашает из Уфы Е.Сыртланову-Шляхтину. Она принимает предложение, несмотря на пенсионный возраст.
Творческий коллектив театра успешно выступал с пьесой Х.Ибрагимова "За Родину". Это произведение звучало со сцены как призыв к борьбе против гитлеровцев, к труду на благо Родины.
Скоро все мужчины, приехавшие из Давлекановского театра, также уходят на фронт. Снова творческие силы театра сосредотачиваются в руках женщин. В это время в помощь театру по собственной инициативе приезжают драматург и композитор Х.Ибрагимов и баянист М.Зарипов. Они готовят для коллектива концертные номера, интересные программы, гастролируют вместе с театром.
В 1943 году в театр с фронта после ранений возвращаются артисты. И.Ахмеров, А.Мифтахов, художник Х.Галимов и талантливая подрастающая молодежь составляют костяк творческого состава. Осуществляются постановки Р.Нигмати "Лес шумит", Р.Ишмурата "Возвращение", А.Мубарякова "Женушка".
Аургазинский театр, не сломивший силу духа, не потерявший творческого пыла, выступает везде, где возможно, стараясь поднять дух народа, хоть немного согреть его сердце.
И в зимние морозы, и в весеннюю слякоть, и в жаркую летнюю пору театр не прекращает гастроли, продолжая работу на полях и на токах. Аургазинский театр не прервал связи с народом, стараясь осветить своим творчеством тяжелые дни, став для трудящихся духовной поддержкой, вместе с ним встретил весну Победы.


НОВАЯ ЖИЗНЬ, НОВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ
После окончания Великой Отечественной войны, в годы мирного строительства, Аургазинский театр заново перестраивал свою творческую работу. Труппа пополнилась вернувшимися с фронта артистами и талантливой молодежью. Появилась возможность ставить большие драматические полотна. Впервые же годы после Победы, в театральном репертуаре появились спектакли "Тансулпан", "Зятек". Этот период творчества театра особенно отличает его центральная тема современности. Его пафос - прославление мирного труда, гордость за родную страну, борьба за мир. В "Одинокой березе" М.Карима, "Весенней песне" Н. Нажми отображались морально-этические проблемы времени, жизненные ситуации и характеры.
В конце 40-х годов в спектаклях Аургазинского театра наблюдалось влияние реальной действительности на искусство, искусства на действительность, отразилось обновление жизни, отношения личности и общества. Стремление воспроизвести дух времени ощущалось в способах создания образов артистами. Театр показывал разные стороны реальной жизни, рисовал образ времени и современника и добился в этом направлении довольно больших успехов.
Особенно много сил и труда вложили в свое дело артисты Б.Калимуллин, З.Ахмерова, И.Ахмеров и другие. Заметный рост их творчества невольно пробуждал в зрителе теплые чувства. Их мастерство, их захватывающие образы, неповторимые характеры порождали мысли о жизни, творчестве, дружбе и человечности.
Ширящиеся творческие возможности труппы в послевоенный период, конечно, зависели от верного служения артистов своему делу. Они не изменяли любимой работе, несмотря ни на какие трудности и личную неустроенность.
Вспоминает Закия Ахмерова:
- После войны в 1947 году труппу укрепили молодые артисты, дела театра поправлялись, но мы все не могли расстаться со своими транспортом - лошадьми да быками. В 1947 г. в пору самых трескучих морозов мы выехали на гастроли по Гафурийскому и Макаровскому районам. Из деревни в деревню ездили на открытых санях. Очень холодно. А быки не спешат. Да и верхняя одежда не ахти. Девятимесячный сынок Ирек с нами. В Гафурийском районе мальчик заболел воспалением легких. В сельской местности - ни врача, ни лекарств. А гастроли из-за болезни ребенка не прервешь. Во всех клубах договоренности, надо играть, даже если камни с неба посыпятся. А ребенку день ото дня все хуже и хуже. В один из дней он умер. Доехали до Макарово, похоронили его на местном кладбище. Вечером - спектакль. У меня - роль веселой девушки-шутницы. Как ни тяжело, стараюсь играть достойно. Играю, смеюсь, проказничаю - а за сценой рыдаю. Макаровские зрители удивились - ребенка похоронила, как она может так играть?
Вот такая преданность артистов своему делу, театру.
Раз уж речь зашла о верности артистов своему ремеслу, театру, родному коллективу - нарушим хронологию, заглянем немного вперед.
1976 год. Театр гастролирует со спектаклем Ф.Богданова "Утренний туман" по Буздякскому району. Вечером после спектакля, возвращаясь в темноте на квартиру, народный артист Рим Баянов, упав в траншею, сломал пятку. Самая горячая пора гастролей. Народ валом валит на спектакль, поднимающий морально-эстетические проблемы воспитания молодежи. Бросить все и вернуться в город невозможно, надо выполнять план по выручке, зрителю, спектаклям. Заменить Р.Баянова некем. В больнице на ногу наложили гипс. Рим Баянов решает не прекращать гастроли, после этих - гастроли в Казани... Днем - на репетициях, вечером - исполнение роли, а по ночам Баянов не находит себе места от боли в ноге. Однако преданный актер не оставил свою работу.
Или возьмем народную артистку Башкортостана Нису Бакирову. Летом 1979 г. во время гастролей по Миякинскому району со спектаклем Ф.Асанова "Вдова" Ниса случайно сильно порезала ногу стеклом. Рану зашили в больнице. Врачи велели не играть спектакль, однако актриса не соглашается. Она продолжает играть свою роль. У нее кровоточит рана, сапоги пропитываются кровью, но она, несмотря ни на что, не может оставить труппу.
В богатый традициями Аургазинский театр приходили и случайные артисты, пробовали свои силы. До начала 50-х годов многие артисты, работавшие в Аургазинском театре, не справились с трудностями сценической жизни. Устойчивый творческий коллектив составили в 50-е годы Г.Гиляжев, В.Сайфуллин, Х.Фахриев, И.Валиев, Р.Сайфуллина, Ш.Рахматуллин, Р.Баянов, Р.Салихов, М.Амирханова, Л.Фахриева, Ф.Бахтияров, С.Камбулатов, Ф.Сафина, художник С.Галиев - бесконечно преданные делу развития национального башкирского искусства, посвятившие полжизни созданию неповторимых образов. В начале 60-х годов к ним присоединились Р.Музагитов, Ф.Хабибуллина, Р.Гадельшина, У.Качкин. Выпускники Уфимского училища искусств, прочно усвоившие многие секреты сценического искусства, быстро завоевали любовь и симпатии зрителя.
В этом театре окрепли и раскрыли свои творческие способности многие актеры, и по сей день работающие во многих театрах республики.
Хотя во II половине 50-х годов актерская труппа Аургазинского театра окончательно сформировалась с творческой стороны, но до сих пор в нем отсутствовал режиссер. Художественные руководители, назначавшиеся из числа актеров, ставили спектакли, опираясь только на свои актерские возможности. Поэтому сценические образы раскрывались не полностью. После войны на этом поприще работали Г.Мифтахов, М.Ахметшин, А.Мирзагитов, А.Абсалямов.
Только с приездом в театр режиссера Ф.Галяутдинова> снискавшего славу актера в Кигинском, Баймакском театрах, пре достав ил ась возможность испытать актерские способности в полной мере.
Опытный актер и режиссер Ф.Галяутдинов сразу же стал ставить самые содержательные произведения башкирской драматургии. Среди них - "К нам парни приехали" Н.Асанбаева, "Потерянные письма" Г.Ахметшина, "С сердцем не шутят" И.Абдуллина, "Последний день лета" А.Мирзагитова. Эти спектакли своей жизненностью, драматическим столкновением образов, философичностью заслужили высокую оценку зрителей и общественности республики. Успехи театра под руководством Ф.Галяутдинова были очень ощутимы.
Большую роль в постановке спектаклей, в раскрытии идейной нагрузки произведений играла творческая работа художника Сабира Галиева. Его декорации помогали распознать тематику спектакля, его идею и эстетику.
Одним словом, в 50-е годы Аургазинский театр приближается к поре творческой зрелости в профессиональном плане.


СТУПЕНИ ТВОРЧЕСТВА
В конце 40-х - середине 50-х годов трудящиеся Башкортостана вместе со всей страной восстанавливали народное хозяйство, разрушенное войной.
Еще до войны у деревни Ишимбай ("второе Баку" называли его потом) было открыто крупное нефтяное месторождение. Возникла необходимость в нефтеперерабатывающем и химическом заводах. В 15 км от Ишимбая на левой стороне реки Белой началось строительство города Салавата, который к середине 50-х годов превращается в крупный индустриальный центр. В дальнейшей судьбе Аургазинского театра дружно выросший молодежный город сыграл неоценимую роль. Начинается подготовка к перезду театра в этот город, актерская труппа уже много раз в нем выступала и была признана.
Большой вклад внесли в это дело председатель горисполкома Р.Г.Ишмухаметов, секретари горкома партии Н.В.Якимов, А.Г.Арсланов, зам.председателя исполкома Х.А.Гиниятуллин, зав.отделом культуры Киньябаев.
Руководство театра и весь коллектив с одобрением восприняли инициативу салаватцев. Переезд в молодой промышленный город открывал новые перспективы и в плане укрепления материальной базы, и для творческой работы и улучшения бытовых условий.
Осенью 1956 г. директор Аургазинского театра И.Ахмеров начинает прокладывать новую дорогу в истории театра. Он, переехав один в Салават, ведет всю организационную работу. Руководители Салавата с первых дней приветствуют будущий театр в городе. Театральным семьям выделяются квартиры в двухэтажном доме по улице Парковой (ныне ул. Гагарина), намечено место базирования театра. В конце года аургазинцы перебираются Салават и встречают новый год под именем Салаватского башкирского драматического театра.
Творческая работа начинается в клубе строителей -единственном культурном центре города. Конечно, существовать в двухэтажном деревянном клубе в качестве квартиранта было не так легко. Городские власти выделяют театру для административной и технической базы место в одном из бараков. А клуб строителей становится местом жительства творческого коллектива. Так начинается новый этап в жизни театра.
Главный режиссер Ф.Галяутдинов принимается за работу, чтобы закрепить успехи театра и поднять их на новую высоту. Начинаются репетиции. Однако отсутствие режиссерского образования и лишь практический опыт работы серьезно затрудняют руководство коллективом. Становится тяжело соответствовать новым требованиям в условиях города. Возникает безотлагательная необходимость в профессиональном режиссере, чтобы не допустить снижения уровня театра и повысить его авторитет у зрителя. Однако трудность состоит в том, что в Башкортостане не готовят театральных режиссеров. Как раз в этот период в город приезжает выпускник режиссерского факультета Московского государственного театрального института, энергичный башкирский парень, выросший в соседнем Ишимбайском районе Халит Усманов. По просьбе руководства Салаватского театра Министерство культуры направляет его главным режиссером. Итак, в театре с 20-летней историей появляется первый профессиональный режиссер, взявший художественное руководство в свои руки.
Свою работу молодой режиссер X.Усманов начал с изучения творческих способностей каждого актера. Получившему прекрасное образование в московском вузе режиссеру сразу же открылись все "неправильности" в исполнении ролей актерами. Он понял, что мизансцены строились, не принимая в расчет характер образа, без соблюдения идейно-смысловой нагрузки произведения. Однако он оценил творческие возможности коллектива и счел нужным обратиться к масштабным произведениям. Может быть, именно поэтому своей первой работой в театре X.Усманов избрал "Галиябану" М.Файзи, чем несказанно удивил коллектив. Этот спектакль некоторые актеры играли еще в Аургазах, поэтому им казалось сыграть его легко. Но когда начались репетиции "Галиябану", они сразу заметили, куда клонит молодой режиссер. Халит Усманов поставил спектакль заново, из игры актеров, привыкших играть мелодраму вместо драмы, он выкинул многие лишние элементы, ранее "впитавшиеся в кровь" артистов. Режиссеру удалось глубже взглянуть на идею автора, показав социальный конфликт сквозь призму любовной трагедии.
Позднее, обращаясь к таким объемным произведениям, как "Тансулпан" К.Даяна, "В поисках радости" В.Розова, "Салават" Я.Апушкина, X.Усманов проводил большую индивидуальную работу с артистами. В конце 50-х годов труппа театра постепенно, шаг за шагом усваивала законы сценического искусства.
В 1957 году X.Усманов осуществил постановку спектакля по пьесе молодого драматурга А.Мирзагитова "Огненный вихрь". Он стал заметным событием в театральном искусстве республики. В нем творчество Салаватского театра поднялось на невиданную доселе высоту. Артисты театра оживили образы "Огненного вихря", придав каждому неповторимую индивидуальность. Образ Айтугана, обманутого белыми офицерами и националистами, воплотил сам X.Усманов, ему удалось донести до зрителя острый драматизм и правду жизни. Глубоко проникли в психологию характеров гражданской войны остальные актеры - Р.Баянов, Р.Сайфуллина, М.Амирханова и др. Каждый созданный образ, вдохновленный драматизмом момента, отражал противоречия народного сознания с помощью реалистических деталей и точных мизансцен.
Талантливый режиссер Салаватского театра выносит на суд зрителя высокопрофессиональные произведения и завоевывает признание. "Огненный вихрь" был предложен вниманию уфимского зрителя и был достойно оценен. Театр показал себя растущим талантливым творческим коллективом.
* *
Жизнь... У нее свои требования, свои законы. Она не считается с нашими желаниями. Первый профессиональный режиссер театра Халит Усманов в конце 50-х годов, только проторив дорогу к высотам настоящего искусства, вынужден покинуть театр. Это была потеря для театра. Но подавленное настроение не было долгим. Творческий коллектив вновь начинает покорять вершины искусства. В этом ему помогает назначенный главным режиссером театра выпускник московского вуза Рафаэль Аюпов.
Молодой режиссер Р.Аюпов приступает к работе, опираясь на достойные традиции, оставленные Х.Усмановым.
Для него оказалось не слишком сложным работать с труппой, составляющей единый ансамбль. Нужно лишь не растерять достигнутое и преодолевать новые ступени в творчестве. Р.Аюпов обращается к драме С.Мифтахова "Зимагоры". В произведении описываются события дореволюционной борьбы, а затем и гражданской войны, быт простого народа и его дорога в революцию.
В основе драматического конфликта - социальное противостояние между рабочими и хозяевами золотого прииска. В спектакле актеры Х.Фахриев, И.Валиев, Б.Калимуллин, Р.Сайфуллина и другие, мастерски используя весь свой творческий опыт, сделали еще один шаг на пути к вершинам профессионализма. Хорошая режиссерская работа Р.Аюпова привела артистов к успеху в создании типических образов. Особое внимание он уделял жизненной философии героев произведения, тщательно изучая ее положительные и отрицательные стороны, а при распределении ролей брал в расчет индивидуальность самих актеров, их внутреннюю природу. Поэтому даже через маленькие эпизодические роли мысль режиссера доходила до зрителя.
Каждый спектакль Аюпова был удачнее предыдущего. За "Зимагорами" последовали спектакли, поднимающие морально-этические, психологические, духовные проблемы действительности. Среди них "Раушан" Г.Ахметшина, "Горькие ветра осени" А.Гиляжева, "Раиса" и "Файзи" Н.Асанбаева, "Недопетая песня" М.Карима.
Главный герой "Недопетой песни" - человек, воспитанный в атмосфере культа личности, Дусмет Ярлыкапов. Путь обмана, бахвальство, погоня за властью и карьерой - главные черты жизни героя. Атмосфера того времени настолько въелась в кровь Ярлыкапова, что он начинает ощущать себя незаменимым. Хай Фахриев, после долгих поисков и размышлений воплотивший сложный образ на сцене, вник в требования автора и режиссера.
Исполнительница роли Мастуры Г.Насырова, Б.Калимуллин, сыгравший роль Яппара и другие артисты, живо воплотившие на сцене драматический конфликт, сущность конкретно-исторических коллизий в цепи событий, сумели показать творчески правду жизни, правду героев того времени.
"Раиса" и "Файзи" Н.Асанбаева в репертуаре Салаватского театра стоят особняком. Автор дилогии, в свое время работавший в театре в качестве директора, знал возможности каждого артиста и исходил из них.
Мы задали по этому поводу вопрос самому Н.Асанбаеву.
- До того, как вы написали дилогию "Раиса" и "Файзи", многие ваши произведения были поставлены на сценах башкирских театров. Они не принесли вам славу, являясь произведениями среднего художественного уровня. А после "Раисы" и "Файзи" в Салаватском театре вы стали звездой башкирской драматургии. Как это случилось?
- Меня взволновал ваш вопрос. Потому что вы заставили меня вернуться в молодость. Да, до этой дилогии я много писал. Первая пьеса - "Гость". Затем последовала пьеса "К нам парни приехали", она довольно успешно шла в Салаватском театре. В 50-х - 60-х годах я долгое время работал спецкором в республиканских газетах. По работе приходилось бывать на новых стройках в Октябрьском, Салавате. Города, возникшие в голой степи, росли у меня на глазах. Я частенько общался со строителями. Ндея написать дилогию родилась именно в то время. Реальные события жизни давали мне возможность правдиво передать человеческую жизнь. Это во-первых, а во-вторых, в 1959 г. И.Ахмеров, обратившийся с просьбой освободить его от хозяйственного руководства театром, перешел на актерскую работу. Меня назначили в этот театр директором. Моя жизнь среди актеров помогала создавать образы будущей дилогии. События "Раисы" и "Файзи" происходят на Туймазинском нефтепромысле, но я искал своих героев среди артистов Салаватского театра. В процессе написания пьес, создания характеров, я имел в виду определенных артистов театра, приходилось все творчески осмысливать. Дилогия, вышедшая в Салаватском театре, стала не просто спектаклем, а звучала как реальная жизнь. Образы, созданные Р.Гадельшиной, Х.Фахриевым, З.Ахмеровой, Г.Насыровой и другими актерами, наполненные истинным драматизмом, отображали напряженные картины жизни.
Как видим, Салаватский театр в начале 60-х годов стал настоящим профессиональным коллективом. Один за другим выходили большие сценические произведения, создавались неповторимые образы. Однако частая смена художественных руководителей не могла не препятствовать творческому росту.
В 1963г. главный режиссер театра Р.Актов переходит на работу в Сибайский театр. Салаватские артисты тяжело переживают уход Аюпова, т.к. без художественного руководства трудно достичь высот.


ПОКОРЕНИЕ ВЕРШИН
Поиски, стремление, преодолевая жизненные испытания, приблизиться к вершинам, естественны для творческого человека. Однако Салаватскому театру не пришлось долго предаваться унынию. В 1959 г. артист театра Вазих Сайфуллин поступил на учебу на режиссерское отделение Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. В 1964 г., успешно закончив 4-й курс института, возвращается в театр. Министерство культуры назначает его главным режиссером театра. Осуществлять художественное руководство В.Сайфуллину, знакомому со всеми артистами, с их внутренним потенциалом, не так уж сложно. Ему остается, лишь приложив все свои творческие способности, выпускать полнокровные спектакли.
В этот период Салаватский театр полностью освобождается от остатков самодеятельного творчества, артисты стремятся овладеть самыми глубинными тайнами сценического искусства. Здесь работают всей душой отдающиеся сцене, состоявшиеся "звезды" театра Р.Баянов, Р.Сайфуллина, Х.Фахриев, И.Валиев, Р.Гадельшина, М.Амирханова, Р.Музагитов и другие, которым удается воплощать разноплановые образы и характеры. Наряду с ними работают мастера сцены "старшего поколения" Г.Насырова, Б.Калимуллин, З.Ахмерова, И.Ахмеров. Режиссер Сайфуллин хорошо знаком с уровнем мастерства своих коллег, но его волнует будущее артистов. Его тревожит, что их профессионализм может быть заключен в узкие рамки национальной драматургии. Ученик известного режиссера Товстоногова хорошо понимает, что диапазон искусства не ограничивается только изображением национальных характеров. Потому В.Сайфуллин стремится расширить творческие рамки театра, сделав их более разноплановыми, попробовать артистов в произведениях мировой классики, обогатить и усовершенствовать их опыт.
Эти идеи толкнули режиссера обратиться к зарубежной драматургии. До этого в афише театра были произведения только своих, местных драматургов. В год своего назначения Салаватский театр, В.Сайфуллин в качестве своей дипломной работы избрал произведения турецкого поэта Назыма Хикмета "Чудак" и Г.Абдумомунова "Прощенья нет". Пьесы родственных народов в репертуаре Салаватского театра подняли авторитет коллектива, помогли в росте творческого потенциала.
Впервые два-три года работы В.Сайфуллин пополнил репертуар театра произведениями авторов разных стран и народностей. Среди них ''Смелые девушки" Тажи Гиззата, "Эзоп" бразильского драматурга Фигейредо, "Бай и батрак" Хамзы Хакимзаде-Ниязи, "В день свадьбы" В.Розова, "Сад цветов" А.Мирзагитова, "С законным браком" А.Атнабаева - особенно достойны внимания.
Только это перечисление спектаклей Салаватского театра в 60-е годы уже дает представление о разнообразии, разноцветье репертуарной афиши.
Если до В.Сайфуллина в спектаклях театра отражались преимущественно проблемы социально-бытовые, то теперь молодой режиссер смело осуществляет постановки спектаклей общественно-политической, философской тематики, которые породили большой резонанс среди республиканской общественности и в партийных органах.
В этом смысле особенно выделяются "Смелые девушки" Т.Гиззата, "Эзоп" Фигейредо, "Перед смертью" Ш.Рахматуллина.
В "Смелых девушках" философия коммунистического учения подается сквозь призму мусульманского религиозного учения. В трагикомичных последовательно развивающихся событиях марксистско-ленинская идеология, почти приравненная к Корану, искажается и выглядит полностью себя исчерпавшей. В республике идейно-тематическое содержание спектакля воспринималось только с одной стороны - стороны религиозной философии, однако московские критики быстро схватили истинную суть произведения, признав его в чем-то антикоммунистическим.
Довести мысль автора и режиссера до зрителя в полной мере, безусловно, стало возможным благодаря актерской работе, работе истинных художников сцены (Ф.Галяутдинова, Р.Баянова, Х.Фахриевой, Ф.Сафиной, Ф.Нигматуллиной, Р.Музагитова и др.)
Спектакль "Эзоп" Фигейредо также был наполнен глубокой философией. Образ Эзопа (Р.Баянов) нес в себе идеи национальной освободительной борьбы. Этот спектакль, расширяя творческий диапазон актеров, приобщил театр к мировой драматургии.
Около 15 лет "Эзоп" не сходил с афиш театра. Глубокомысленные диалоги, поучительные крылатые выражения помогали в познании философии мира.
Созвучной этим спектаклям стала сатирическая комедия Ш.Рахматуллина "Перед смертью" Автор раскрывает жизненную правду в реалистическом плане. Постановка "Перед смертью" разразилась для общественности как гром среди ясного неба. На сцене отобразились реальные события жизни, о которых было опасно даже говорить вслух; двуличность и ханжество некоторых советских руководителей в полной мере раскрывались перед зрителями. Удачной оказалась работа художника С.Галиева, которая точно передавала идейную нагрузку пьесы. Однако жизнь спектакля была короткой. Обком партии принял решение запретить показ спектакля, ведь в нем содержалась прямая критика партийных и советских руководителей.
Однако как бы ни стремились партийные органы втиснуть
творчество Салаватского театра в коммунистические рамки,
коллектив работал над выпуском современных,
глубокосодержательных спектаклей.
В 1964-1965 гг. труппу пополнили выпускники Уфимского училища искусств Ф.Нигматуллина, А.Мустафин, Ф.Ахметов, А.Нурмухаметов и др. Появилась возможность ставить этапные спектакли с большим актерским составом. Спектакль "Иргиз" по роману Х.Давлетшиной участвовал в театральных конкурсах СССР, получил высокую оценку. Исполнители главных ролей - Р.Салихов, Р.Сайфуллина были награждены дипломами I степени.
В эти годы в театре работал и режиссер Лек Валеев, получивший специальное образование в Ленинграде. Он оставил неизгладимый след в истории театра, осуществив постановку "В день свадьбы" В.Розова, "Страна Айгуль" М.Карима и других драматических произведений. Его работа добавила коллективу силу и мощь на пути к вершинам искусства.
Искусство порождают таланты. Каждый истинный художник привносит свою творческую индивидуальность, своеобразие и неповторимость в изображение жизни.


ВТОРАЯ ВЫСОТА
В 60-е годы Салаватский театр испытывал творческий подъем. Если в 50-х, начале 60-х годов Х.Усманов и Р.Аюпов проложили тропинку к серьезному изучению сценических секретов и профессиональных понятий, то В.Сайфуллин открыл дорогу для усвоения законов мирового сценического искусства и предоставил возможность испытать свои силы в произведениях мировой драматургии. Эта творческая смелость прославила созревший в профессиональном плане коллектив и позволила расширить гастрольные маршруты.
Прежде театр гастролировал лишь по районам Башкортостана и соседней Оренбургской области, а в июне 1968 г. состоялись первые в истории гастроли в Казани, которые прошли очень успешно. Гастрольную афишу составляли "Чудак" Н.Хикмета,"Голубая шаль"К.Тинчурина, "Эзоп" Фигейредо,"Иргиз"Х.Давлетшиной, "Подснежник" В.Сайфуллина и Л.Елшанкина и другие спектакли. Критики дали высокую оценкуСалаватскому театру. Они писали: «В Татарстане тоже есть 3 передвижных театра. Их творчество очень схоже между собой. Мы ожидали, что Салаватский театр мало от них отличается. Оказалось, этот театр совсем других творческих возможностей. Он не только вынес на суд зрителей свою работу, не только раскрыл творческий потенциал актеров, но и преподал нам урок игры на сцене и творческого поиска."
Вдохновленный успехом казанских гастролей, коллектив вернулся домой. Здесь его ожидало неприятное решение Башкирского обкома партии. В.Сайфуллин в 1969г. уезжает в Башкирский академический театр. Назначенный главным режиссером Лек Валеев вскоре также покидает город. Обязанности главного режиссера и директора исполняет артист Р.Баянов. Положение усложняется. Совмещать ведение хозяйственных дел и художественное руководство - тяжелая ответственность. Но театр пытался не потерять завоеванных высот.
В 1973 г. по заявке театра В.Сайфуллин вновь назначен режиссером в Салават. Известный режиссер возвращается в родной коллектив, а в 1976 году в театр приезжает и Анвар Нурмухаметов, выпускник Уфимского института искусств.
С конца 60-х до конца 70-х годов Салаватский башкирский драматический театр достиг очень больших успехов. Творческий коллектив постепенно оттачивает свое мастерство, радуя зрителя. Приходят новые молодые артисты - М.Юмагулова, Р.Аминов, Ф.Бакиров, М.Идрисов, Р.Зиязетдинов, Г.Ахмерова, Р.Галин, В.Хасанова.
В 70-е годы театр, обогащенный молодыми кадрами, осуществляет постановку многих спектаклей. "Потоки" Т.Гиззата, "Доходное место" А.Островского, "'В ночь лунного затмения" М.Карима, "Матери ждут сыновей" А.Мирзагитова и др. долгие годы сохранялись в репертуаре театра.
В 1976 году состоялись вторые гастроли театра в Казани и Набережных Челнах, которые прошли также успешно, как и первые.
1977 год был для театра не самым удачным, скорее, наоборот, это были напряженные дни. После постановки драмы А. Мирзагитова "Бахтигарей", посвященной 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции, В.Сайфуллин вновь уезжает в г. Уфу в Башкирский академический театр. К тому же, постоянная смена директоров-хозяйственников не приносит удачи. После переезда в 1956 году в г. Салават, директорами побывали И.Ахмеров, Х.Фахриев, Н.Асанбаев, Ф.Бахтияров, Р.Баянов и др. В декабре 1977 г. в театр приходит в качестве директора Марс Яппаров. Отстутствие специального профессионального образования у нового директора поначалу настораживает коллектив. Тревожат мысли о том, сможет ли он руководить таким своеобразным, сложным организмом, как театр. Конечно, волнение артистов не случайно, поскольку кто бы ни работал директором до этого, материальная база оставалась очень слабой. 5-6 единиц автотранспорта, день и ночь гастролировавшие, содержатся под открытым воздухом. Помещение, выделенное для репетиций, находится в полуразваленном состоянии. Однако М.Яппарова не пугают все эти трудности, он с усердием принимается за работу.
В конце февраля 1978 года главным режиссером театра назначен Анвар Нурмухаметов, а главным художником - Михаил Шнейдерман. Таким образом, после ухода В.Сайфуллина, в театре поменялись все руководители, и судьба театра переходит в новые руки.
Не имеющий образования М.Яппаров работал до этого в объединении "Салаватнефтеоргсинтез", но искусство было ему давно знакомо. Помогало ему давнее участие в самодеятельных коллективах, а также работа в комсомоле. Поэтому он не побоялся взять бразды правления в свои руки.
В марте 1978 года М.Яппаров организует в Оренбурге большие гастроли. Вниманию оренбуржцев были предложены "Голубые дороги" А.Байбурина, "Если не забудешь" Х. Вахита, "Бахтигарей" А.Мирзагитова, "В ночь лунного затмения" М. Карима и др.
Все спектакли тепло принимались публикой. Гастроли в Оренбурге расширили горизонты славы театра. Коллектив, вдохновленный успехом, начинает готовиться к отчетным гастролям в Уфе, которые успешно проходят в мае 1978 г. Богатый и разножанровый репертуар высоко оценен зрителями.
В первые годы работы А.Нурмухаметова были достигнуты большие успехи и новые творческие победы. Поставленные в конце 70-х - начале 80-х годов драма Ф. Асянова "Вдова", комедия А.Вампилова "Засмеешься и заплачешь", "Не разлейся, счастье" Ш.Рахматулина, "Черноликие" М.Гафури обогатили репертуар, разнообразили его, положительно воздействовали на интеллектуальный уровень актеров.
В 1981 году на должность режиссера прибыл Ким Надыршин, который достойно продолжил традиции театра. Спектакли, поставленные им - "Обещание" Ф.Асянова, "Гость в своем доме" В.Чичкова, "Кровавая свадьба" Г.Лорки - полюбились зрителям.
1983 год - ответственный период для театра: предстоят отчетные гастроли, посвященные 50-летию творческой деятельности, а также проведение юбилея на республиканском уровне.
Разнообразие театрального репертуара, исполнение спектаклей на высоком уровне позволяют надеяться на успешное проведение гастролей. Но проведение юбилея вызывает некоторые опасения, т.к. хотя датой рождения театра считался март 1933 года, однако никаких официальных документов на этот счет не имелось. Верховный Совет БАССР, Совет Министров, Министерство культуры, Обком партии из-за отсутствия нужных документов не дает разрешения на проведение юбилея и не выделяет средств.
Эти обстоятельства волнуют коллектив театра. Начинаются поиски каких-либо подтверждающих документов в архивах разного уровня. Был найден приказ о переименовании Аургазинского башкирского колхозно-совхозного театра в Салаватский городской драматический театр №1785 от 30.12.55г. за подписью И.Кондакова. Однако эти документы не доказывают рождение театра в 1933г. Разговоры с артистами бывшего Аургазинского театра безрезультатны.
М.Сабитов, главный администратор, отправляется в Республиканскую книжную палату. В аургазинской районнной газете №5 от 21.12.33г. он обнаруживает маленькую информацию: "Создана труппа. В д.Карамалы, райцентре Аургазинского района в целях повышения культуры сельскохозяйственных работников создана театральная труппа. Сейчас завершена подготовка, артисты начали репетиции ". На основе данной информации руководство театра обращается в Москву от имени Министерства культуры Башкирии. Скоро был получен ответ, считать официальной датой рождения Салаватского театра 21 декабря 1933г.
После этого события по сценарию Ш.Рахматуллин режиссер А.Нурмухаметов подготовил программу вечера и Салаватский театр отметил свой 50-летний юбилей на официальном уровне.
С этого момента официальная дата рождения театра -21.12.33г.


НА КРАЮ БЕЗДНЫ
В июне 1983г. в столице Башкирии Уфе прошли отчетные гастроли Салаватского театра в здании Башкирского академического театра. Особую оценку получили "Черноликие" М.Гафури, "Колос ржи" Ф.Исянгулова, "Гость в своем доме" В.Чичкова.
В республиканских газетах были опубликованы подробные статьи, освещавшие прошедшие гастроли, творческие портреты, очерки, отзывы, еще раз доказывающие признание театра зрителями и общественностью.
Главный режиссер А.Нурмухаметов, окрыленный удачей, отправляется на учебу на высших курсах в Москву. Проучившись, год у известного режиссера-педагога Семенова, он возвращается в родной театр. Находясь под сильным влиянием московских театров, режиссер решает строить работу в Салаватском театре по московскому образцу. Он приступает к репетициям трагедии Софокла "Антигона".
"Антигона" на салаватской сцене получилась ничуть не хуже, чем на московской. Артистам удалось мастерски создать образы и атмосферу Древней Греции, благодаря настойчивым усилиям А.Нурмухаметова. Но зритель "Антигону" не принял. Сценическая жизнь спектакля была коротка. После 3-4 выступлений он снят с репертуара. А вот критики оценили работу режиссера довольно высоко.
Нурмухаметов упорно стремится теоретические знания воплотить на практике. Он осуществляет постановку спектакля по повести Губарева "Павлик Морозов". Однако и этот спектакль не получает признания публики. Даже постановка комедии Ш.Рахматуллин не добавляет театру зрительской любви.
Неудачные спектакли уменьшают количество зрителей в зале. В чем же причина? На первый взгляд, А.Нурмухаметов делает все верно, опираясь на московский опыт. Декорации М.Шнейдермана, игра актеров - на достойном уровне. А зрителю не нравится. Почему? Нурмухаметов забывает о главном. О психологии, способности мыслить сегодняшнего зрителя. Московского и провинциального зрителя нельзя ставить на одну планку. А режиссер не принимает этого в расчет.
Неудачи Салаватского театра в 80-е годы увеличивают расходы театра, уменьшают прибыль. Материальное положение "театра на колесах" с каждым днем ухудшается. К тому же, выходит постановление обкома партии "уменьшить дотации учреждениям культуры". Оно не обходит стороной и Салаватский театр. Выйти из трудного положения, можно только ставя доходные спектакли. Но режиссер Нурмухаметов не хочет "разменивать искусство на деньги" и продолжает работать по-своему. Он выпускает драму А.Абдуллина "Тринадцатый председатель" и осуществляет новую постановку "Матери ждут сыновей" А.Мирзагитова, но и этот "выстрел" до зрителя не доходит, наоборот, постановка требует больших расходов и ставит театр на грань разорения.
В 1988 г., сознавая невозможность дальнейшего пребывания в театре, режиссер покидает его.
А.Нурмухаметова сменяет Гульдар Ильясова - выпускница Алма-Атинского театрального института. Московское влияние не обходит стороной и ее. Постановки "Бездна" Л.Валеева, "Расстрелянный табун" Ф.Булякова, несмотря на высокий профессиональный уровень, не достигают успеха у зрителя, хотя одновременно поставленный в Академическом театре "Расстрелянный табун" - наоборот, был удачным.
Для того, чтобы подобрать ключик к зрителю, удовлетворить их духовные потребности, нужна особая тонкость. Г.Ильясова, осуществив постановки К.Акбашева "Тополя моей юности" и Ш.Ташбекова "Железная женщина", вдыхает жизнь в погибающий театр, эти спектакли быстро завоевывают сердца зрителей. Однако радость была недолгой.
Многие талантливые артисты, составлявшие костяк труппы, видя медленное падение театра, покидают его. Покидает его в 1990 году и Г.Ильясова. Знаменитые Р.Баянов, Г.Насырова, З.Ахмерова уходят на заслуженный отдых. Художественное руководство истощенным с творческой и технической стороны театром возлагается на режиссера-постановщика Кима Надыршина. Его спектакли "По следам оленя, потерявшего олененка" А.Гиляжева, "Миляш-Миляуша" Н.Асанбаева хоть и были довольно удачными, но не могли заполнить пустоту, образовавшуюся в творчестве театра. О тяжелом положении театра, конечно, известно и Башкирскому правительству, и Министерству культуры. Вносятся предложения о закрытии театра. В это тяжелое время руку помощи протягивает Ф.Касимова - доцент УГИИ, режиссер, намереваясь осуществить постановку драмы М.Бурангулова "Шауракай". Но в театре нет актрисы для исполнения главной роли. В этот момент на салаватской сцене появляются уже довольно известная самодеятельная певица Г.Шарипова и ее супруг Я.Шарипов. В 1990 году состоялась премьера "Шауракай". Публика очень тепло принимала спектакль. Кроме этого спектакля, К.Надыршин осуществил также удачную постановку музыкальной комедии "Башмачки" Х.Ибрагимова и "Оставайтесь солнцем" А.Папаяна.
В 1991 году в рамках культурного обмена с г.Мишань Китайской народной Республики Салаватский театр отправляется в Китай с башкирской фольклорной программой в постановке К.Надыршина.


ПРОБУЖДЕНИЕ
1992 стал одним из самых счастливых лет в истории театра. В эпоху гласности и перестройки для театра, пятьдесят девять лет проведшего на колесах, настали радостные дни. Много лет руководство театра пыталось найти для него свой дом. Администрация Салавата, идя навстречу нуждам театра, передает ему дом культуры производственного объединения "Салаватнефтемаш". Достичь этого удалось благодаря настойчивости директора театра М.Ш.Яппарова и зав.отделом культуры Н.А.Байковой при поддержке главы администрации Е.К.Бартенева и его заместителя Э.И.Киямутдинова. Руководство республики поддержало салаватцев и выделило средства из бюджета для того, чтобы выкупить здание дома культуры для театра.
Так, в сентябре 1992 года Салаватский театр, едва не потерявший всякие надежды на будущее, получает свой Дом, свою сцену. Министерство культуры приглашает бывшего главного режиссера театра В.Сайфуллина вернуться, чтобы вновь поднять театр на достойную высоту. Вазих Сайфуллин, уже, будучи на заслуженном отдыхе, не отказывает родному театру и приезжает в Салават вместе с супругой Раисой Сайфуллиной.
С первых дней режиссер приступает к восстановлению творческого потенциала и репертуара театра, потому что, как известно, нет театра без артиста, а спектакля без репертуара. В Уфимском государственном институте искусств объявляется набор спецкурса для Салаватского театра.
В театральной афише занимают свое место высокопрофессиональные спектакли, такие, как "Выходили бабки замуж" Ф.Булякова, "У обрыва" Н.Гаитбаева, "Судьба моя печаль моя" Н.Гаитбаева.
25 декабря 1992 года состоялось торжественное историческое событие - открытие нового театрального Дома. Это событие, которого "театр на колесах" ожидал долгих 59 лет, стало праздником не только для коллектива театра, но и для жителей города и всей республики.
Салаватский театр, пройдя через многочисленные испытания, обновляется и пробуждается. В 1993 году на должность режиссера поступает выпускница Уфимского института искусств Раушания Назарова.
В марте-апреле 1993 г., в год 60-летнего юбилея театра в здании Салаватского башкирского драматического театра проводится Республиканский фестиваль "Театральная весна". Салаватский театр представляет на суд зрителя и жюри трагикомедию Ф.Булякова "Выходили бабки замуж". Творческий коллектив театра награждается за этот спектакль дипломом "За создание единого ансамбля".
Итак, Салаватский театр встретил свой славный юбилей подъемом на потерянные высоты.
Этого новоселья ждали долгие годы, актеры и поклонники ихталантов.
Для того чтобы дом культуры стал домом театральным, предстояло многое изменить, в большинстве своем построить заново.

"Театр семи девушек" документальный фильм 2017 г.

Россия, Республика Башкортостан,
ГБУКИ РБ Салаватский государственный башкирский драматический театр. 453266, г.Салават, ул. 30 лет Победы, 5.
8(3476) 33 06 50, salavatteatr@yandex.ru