Печать

       Салаватский государственный башкирский драматический театр старше города, который дал ему имя. Салаватский период начинается с 1956 года, а год рождение театра – 1933, и назывался он Аургазинский колхозно-совхозный театр. Первым профессиональным режиссером, по сути, основателем театра стала Е.А.Шляхтина-Сыртланова, знаменитая Лиза апай. В репертуаре довоенного периода – классика башкирской, татарской драматургии, пьесы золотого фонда русского театра. Аургазинцы завоевывали главные призы фестивалей колхозно-совхозных театров. Две актерские семьи – Закия и Ибрагим Ахмеровы, Газиза Насырова и Бикташ Калимуллин являлись «движущей силой» всего репертуара, творческими лидерами коллектива. И когда заговорили пушки, музы не молчали: в суровые годы Великой Отечественной войны семь преданных и героических актрис сохранили театр для потомков, для будущих поколений зрителей.
В 1956 году колхозно-совхозный театр едет в город за своим зрителем, который вчера еще встречал театр на полевых станах, а сегодня трудится на ударной комсомольской стройке.
        В городе Салавате есть дом на улице Гагарина, который до сих пор называют актерским. «Великое переселение актеров» состоялось под руководством директора Ибрагима Ахмеровича Ахмерова, который возглавил театр 1941 году, директорствовал он с перерывом почти четверть века. В первые годы своей городской жизни театр располагался в двух бараках, затем не одно десятилетие шли репетиции в приспособленном помещении, предназначенном для продмага. Оставаясь городским скитальцем, театр не имел главного – стационарной сцены. Температура жизни творческого коллектива часто доходила до смертельной отметки. В борьбе за высокие экономические показатели бурных пятилеток советского времени театр нередко оказывался на обочине генеральных интересов города. Ситуация меняется кардинально, когда директорское кресло занимает Марс Шарипович Яппаров, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан, Почетный гражданин города Салавата. М.Ш.Яппаров возглавлял театр без малого тридцать лет. Марс Шарипович, как талантливый автор пьесы, под названием «Театр и город» мастерски выстраивал сюжеты отношений ее двух главных героев. С присущей ему дипломатичностью он формирует политику и с городской властью и с руководителями ведущих промышленных предприятий, в первую очередь с нефтехимкомбинатом, ныне ОАО «Салаватнефтеоргсинтез». Салаватский театр и градообразующее предприятие – особая страница биографии Салаватского государственного башкирского драматического театра. Ведь все судьбоносные события происходят не только с его участием, но, что весьма существенно, благодаря его помощи и поддержке. В 1998 году по настоятельному приглашению Министерства культуры РБ Наиля Абдулхаевна Сафаргулова (Байкова) вступает в должность руководителя Салаватского государственного башкирского драматического театра и возглавляет этот творческий коллектив по июнь 2014 года, отдавая свои лучшие годы сохранению и развитию культуры и искусства города, ставшего для неё родным. Наиля Абдулхаевна развивает уже в современном контексте традиции, заложенные самым успешным директором М.Ш.Яппаровым.
            Салаватский театр по большому счету никогда, несмотря на то, что он долгие годы не имел стационарной сценической площадки, не изменял своему главному предназначению – духовного пастыря, духовного наставника своего зрителя. У актеров была фанатичная преданность именно этому театру, театру, который в первые десятилетия оставался «Театром на колесах». Может быть и потому, что у труппы не было пристальной опеки и ласки больших чиновников, Салаватский театр являлся экспериментальной площадкой сценического башкирского искусства.
        Главным режиссером Салаватского башкирского театра вплоть до 1967 года являлся Фатхлислам Галяутдинов. Формируется новый образ театра – городской. Середина шестидесятых, период оттепели – это время молодой режиссуры, выпускников курса Г. Товстоногова. В 1963 году в Салават приезжает Вазих Сайфуллин. Вазих Кашапович в служил салаватском театре в общей сложности четверть века своей творческой биографии. Его постановки «Иргиз» по одноименному роману Х.Давлетшиной, «Смелые девушки» (Тази Гиззат), «Эзоп» (Г.Фигейредо), «Таштугай» (Ф.Буляков) вошли в сокровищницу национального театра. На салаватской сцене формируется как большой художник Лек Валеев. Здесь взошла звезда народных артистов Рима Баянова, Файзуллы Бахтиярова, Рифа Музагитова, Рафаэля Салихова, Флюры Мустафиной-Нигматуллиной... Продолжают традиции нынешние актеры Салаватского государственного башкирского театра заслуженный артист Российской Федерации Миндулла Идрисов, народные артисты Республики Башкортостан: Гульшат и Рим Зиязетдиновы, Риза Магадеев, Гульчачак Шарипова, заслуженные артисты Республики Башкортостан: Якуп Шариповы, Назгуль Исанбаева, Науфиля Якупова, Гульфира Сафиуллина, Фатих Кульсарин и другие.
Многие из них – лауреаты ежегодной премии «Лучший актер года». Проекту «Лучший актер года» — 23 года. Аналогов ему на театральной карте республики нет. Премию вручает местный предприниматель Салават Исхаков.
        На Салаватской сцене впервые зазвучали имена сегодня признанных башкирских драматургов. И самое яркое – Флорид Буляков. Спектакль по его пьесе «Расстрелянный табун», поставленный молодым режиссером Гульдар Ильясовой, стал откровением для зрителя, важной вехой творческой биографии Г.М.Ильясовой, заслуженного деятеля культуры Республики Башкортостан, лауреата государственной премии имени С.Юлаева, теперь уже признанного мастера башкирского национального театра.
      Наш коллектив гордиться тем, что великий Мустай Карим при жизни проявлял искренний интерес к проблемам развития провинциального театра, встречался с его актерами. Народный поэт Башкортостана благословил постановку своего «Салавата» на салаватской сцене. Режиссер спектакля «Салават» по пьесе М.Карима «Семь сновидений сквозь явь» Наиля Сафаргулова (Байкова) делилась своими творческими планами, своими сомнениями и озарениями с автором, который с пониманием относился к концепции спектакля режиссера – дебютанта. Мустай Карим присутствовал на премьере «Салавата», одобрил его как зритель, пожелания создателям спектакля явились источником вдохновения на многие сезоны для всей труппы.
      Долгие годы сотрудничества связывают Салаватский государственный башкирский драматический театр и классика башкирской драматургии Нажиба Асанбаева, автора легендарного «Красного паши». Нажиб агай в юные годы непродолжительное время работал в нашем театре.  Два спектакля по его пьесам – «Башкир из Кузян» (по трилогии «Заки») и «Зайтунгуль». Сценическая история их интересна. «Многосерийную» пьесу «Заки» рискнула взять к постановке Наиля Сафаргулова (Байкова). Подготовительный процесс длился без малого три года. И диалог со зрителями состоялся. «Зайтунгуль» на салаватской сцене поставил Олег Ханов, заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Республики Башкортостан, лауреат Государственных премий РБ и РФ. А в 2008 году, к 75-летию театра Нажиб Асанбаев написал драму  про историю салаватского театра "Семь девушек", ставшую визитной карточкой театра.
        На открытии 74-го театрального сезона присутствовал классик национальной драматургии, легенда татарской драматургии Туфан Миннуллин. Сезон открывался премьерой – спектаклем по пьесе Т.Миннуллина «Вот так случилось» (постановка Олега Ханова). Это лирическая музыкальная комедия – жанр столь любимый зрителями национального театра. В этой работе – сплав зрелости и молодости салаватской труппы, спектакль талантливо продемонстрировал и верность традициям и их творческое развитие. Театралы отметили современный стиль и неповторимый почерк сценографа – главного художника Салаватского государственного башкирского драматического театра Альберта Нестерова, ярко заявляющем себя в каждом постановочном решении оформляемых им спектаклей.
      Сегодня старейшая труппа не изменяет своей вечной любви – любви к сельскому зрителю, это ее корни, ее неиссякаемый источник вдохновения. Нет в родном Башкортостане даже маленького клуба, полевого стана, где не играли бы салаватские артисты. За всю историю театра не было сезона, чтобы отменились сельские гастроли. Время диктует свои маршруты гастрольных дорог. Самая дальняя – Китай, провинция Мишань. 73-ий театральный сезон завершился участием в фестивале театров малых городов России, который проводит Государственный театр наций в Москве. На легендарной сцене Малого театра на Большой Ордынке Салаватский государственный башкирский драматический театр играл спектакль «Кавардак FOREVER» (режиссер-постановщик Эдуард Шаихов, художник-постановщик Альберт Нестеров). Для руководства театра этот визит в Москву был деловым.
      Именно в Салавате в 1993 году родилась «Театральная весна» - фестиваль республиканских театров. На первой «Театральной весне» Салаватский государственный башкирский драматический театр отметил свое новоселье. Накануне театр переезжает в свой дом – в бывшее здание Дома культуры «Машиностроителей». Знаковое событие – переоборудование сцены. В 2005 году состоялась самая необычная премьера за всю историю театра – презентация новой сцены, на это торжество приезжал Президент РБ Муртаза Губайдуллович Рахимов. Технологическая оснащенность сцены, самой современной в республике, осуществлена благодаря ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», генерального спонсора театра.
      Салаватский государственный башкирский драматический театр в 2006 году открыл двери для молодых актеров Айсылу Лукмановой, Рафаэля Гайнуллина, Мираса Юмагузина, Рифа Мусина, Револя Гималова, Наркаса Юмагузиной – всех выпускников спецкурса Уфимской государственной академии искусств, художественным руководителем, которого являлся Ахтям Абушахманов, заслуженный артист РФ, народный артист РБ.                                                                                                                               Театр — дорога без конца. Это его вечный сюжет. А интрига возникает порой самая неожиданная. Но всегда побеждает любовь к сцене. Вечная любовь, что театр – дорога без конца.   


Категория: История театра
Просмотров: 11830