Родился 30 мая 1985 г. в г. Уфе Республики Башкортостан.
Окончил театральный факультет Уфимской государственной академии искусств в 2006 году.
В труппу Салаватского государственного башкирского драматического театра пришел в августе 2008 года и проработал до 2012 года. После небольшого перерыва в 2016 году обратно вернулся в наш театр.
Член СТД РФ
Преподаватель в Образцовой детской театральной студии "Арлекин" при СГБДТ (младшая группа)
В 2019 году был удостоен Гранта Главы Республики Башкортостан в размере 150 000 рублей. На эти средства на сцене СГБДТ 13.12.2019г. состоялась премьера литературного спектакля "Мустай наш на все сто" (реж.Л.Нигматуллина) с участием воспитанников Образцовой детской театральной студии «Арлекин». Проект был посвящен вековому юбилею народного поэта Башкортостана Мустая Карима.
Награжден грамотой Министерства культуры РБ (21.05.2021г.)
УТЯБАЕВ АМИР АХМАРОВИЧ
Глядя на этого молодого человека, на его добродушное лицо, его глаза, распахнутые в детском изумлении, невозможно сказать, что за его плечами уже большой жизненный опыт.
Он с самого детства жил, окруженный художественными образами. Родившись в столице Башкортостана,тем не менее, он, как губка, впитал многозвучье прекрасной башкирской земли и людей Абзелиловского района – малой родины своих предков. С детских пор он, воспитываясь в семье настоящих башкирских интеллигентов,вбирал в себя богатство башкирской, русской и мировой культуры и искусства. И весь этот багаж до поры до времени бережно хранился в глубине его творческой души, как в узорчатом сундуке наших прародителей. Окончил музыкальную школу, владеет различными музыкальными инструментами. В школе декламировал стихи, участвовал и одерживал победы в различных конкурсах чтецов. Однако, нельзя сказать, что он бредил театром, желая мировой славы тогдашних кумиров – Олега Ханова, Фидана Гафарова и других. Ему казалось, что идти в артисты будет правильно, что так и должно быть, поскольку его отец Ахмар Утябай - видный башкирский писатель, публицист с кровью передал ему своё недюжинное творческое дарование. И после долгих размышлений дороги судьбы все же привели Амира Утябаева - истинного сына своего отца - в Уфимскую академию искусств им. З. Исмагилова, на театральный факультет.
Немного застенчивый, очень скромный юноша, явный интроверт по темпераменту - наверное, он и сам не понял, как очутился в этой «альма матер» искусств. Может быть, подсознательное желание расстаться с подростковым неприятием себя, с комплексами, невесть откуда произраставшими, толкнуло его в самую гущу актерской среды, гдемножество, как казалось ему, нарциссических личностей пытаются пробить себе дорогу к славе. Ему повезло – он оказался на спецкурсе для Салаватского театра, руководителем которого был Ахтям Абушахманов – народный артист и любимец публики, обожаемый педагог.
Окончив академию в 2006 году, он попал с Салаватский театр только к 2008-му - извилистые тропы судьбыувели юношу в сферу, совсем отличную от театра, однако не менее благородную - он служил в рядах вооруженных сил РФ.
Говорят, что,один раз полюбив театр, останешься верным ему навсегда. Потому и исполнился извечный «мактуб» – то, что написано на челе у каждого человека. Стезя странствующего монаха -Дервиша из трагедии «В ночь лунного затмения» М. Карима – одного из первых крупных образов, воплощенных на салаватской сцене, однажды уведшая в сторону от театра, всё же вернула Амира обратно.И уже надолго. Предначертанное настигло его в самом рассвете человеческой жизни, когда внутренние соки бьют ключом и нет уже юношеских метаний и прекраснодушия. Теперь наступает момент истины, когда,избавившись отсомнений в выборе пути, приходитодно стремление - идти по дороге творчества, только вперед, раскрываясь, как зрелый цветок начала осени. Мальчик незаметно возмужал, началась осознанная взрослая жизнь, и от смешных ролей в детских спектаклях он дорос до глубоких философских работ и больших ролей в исторических полотнах. Режиссеры стали наперебой приглашать его насерьезные драматические роли, доверившись его таланту.
В послужном списке Амира Утябаева – более 30 ролей в спектаклях самых разных жанров, начиная от детских сказок, заканчивая трагическими. Его очень любит публика. Любят дети. Его роли в спектаклях для детей и молодежи – всегда стопроцентное попадание, благодаря сохранившемуся детскому обаянию и непосредственности. (Петух – «Бременские музыканты» В. Шульжика, Лисенок – «Заводные игрушки» А.Шабаева, Паша – «Дорогая Елена Сергеевна» Л.Разумовской, Добрый – «Волшебная Чалма» С.Кунина, Ганс – «Счастливый Ганс» М.Бартенева, Ихтияр – «Риваят» Т.Миннуллина, Вовик – «Прощай, овраг» К.Сергиенко, Ишбирды – «В стародавние времена» М.Багаева, Махмут - «Радость нашего дома» М. Карима, Кок – «Море. Остров. Клад» Д. Салимзянова, (здесь вставить название роли, я не помню) - «Всем кого касается» Д. Сидерос.)
Его любит и взрослый зритель. Открытое лицо, ни тени фальши–зрители инстинктивно доверяют его правдивым образам на сцене, мгновенно попадая в плен искренности и артистизма. Радость успеха словно подстегивает, и актерское мастерство полнее раскрывается от роли к роли.
Он умеет быть разным. Каждую секунду своего бытия на сцене. Преображение часто бывает рапидным. Поразительно, как актер, еще утром игравший прелестного Принца из «Золушки» - вечером вдруг перевоплощается в коварного хана Шагали из исторической драмы «Идукай». Из хитрого Официанта в комедии «№13» Р. Куни произрастает талантливый, но несчастный, благословенный мальчик Расуль из «Верности» М. Кунафинаи утонченныйпоэт, мастер-краснодеревщик Райман из пронзительной драмы «Мгновенье жизни» Н. Мусина.Или из образа наркодилера Турчика в молодежной драме «Конец игры» З. Сулейманова проявляется нелепый очаровательный Егор Курчаев из «Глумова» по А. Островскому. Гротесковый образ Курчаева, целиком придуманный и воплощенный Амиром, вплетенный в кружево актерского ансамбля,не остался незамеченныммногочисленными критиками - спектакль «Глумов» по мнению Экспертного совета Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» вошел в лонг-лист самых заметных спектаклей сезона 2017-2018гг., а также получил Гран-при за лучший спектакль на V Северном театральном фестивале, посвященном 200-летию со дня рождения А.Н. Островского.
Образы, прожитые Амиром на сцене – от нашего продвинутого современника Олега в «Горке» А. Житковского и умницы Булата в «Сватах» С. Латыпова до мужественного легендарного Сильвио в «Выстреле» А. Пушкина, от простодушного Тахила в «Ынйыкай и Юлдыкай» Х. Габитова до сурового старшины Хомичука в «Помиловании» М. Карима- всегда глубоко прочувствованы, проработаны, преисполненны правдой жизни. При этом вних удивительным образом уживаются детская наивность и ловкость стреляного воробья. Создание сценических образов дается Амиру с обманчивой легкостью, без натуги, естественно и просто–признак настоящего таланта.А сколько в действительности было вложено труда, сил, пота и слёз в каждую, даже самую маленькую, эпизодическую роль волшебным образом не ощущается.
Амир – человек разносторонних талантов, которые успешно востребованы в театральном процессе. Его сильный, глубокий голос оказался большим подспорьем в работе в качестве ведущего различных мероприятий, а в жанре художественной декламации он вырос в настоящего Мастера.Он много читает, особенно психологическую, философскую литературу, и его нестандартное экзистенциальное мышление ведет его к обретению себя в искусстве.
В одной из своих жизненных ролей - преподавателясценического искусства в Образцовой детской театральной студии "Арлекин" при СГБДТ (младшая группа) – в 2019 Амир году был удостоен гранта Главы Республики Башкортостан, на средства которого состоялась постановка литературного спектакля "Мустай наш на все сто" (реж.Л.Нигматуллина) с участием воспитанников студии. Проект был посвящен вековому юбилею народного поэта Башкортостана Мустая Карима.
Награжден грамотой Министерства культуры РБ (21.05.2021г.)
Амир Утябаев – актер, едва прошедший до половины свой творческий путь, переживший разнообразные турбулентности, на наших глазах вырос в зрелого мастера сцены.Рост его происходил стремительно, и чувствуется, что это далеко не предел. Актер, остающийся ребенком. Актер-философ, которому доступны всевозможные инструменты для раскрытияипостасей человеческой души, актер с чистым сердцем и большим талантом, благородный, умеющий выкладываться, выворачиваться наизнанку, жить на сцене, превращаетслужбу в театре в истинное наслаждение от жизни.
Сыгранные роли:
Дервиш – «В ночь лунного затмения» (М. Карим,2006г. ввод в 2008г.).
Петух – «Бременские музыканты» (В. Шульжик,2008г).
Лисенок – «Заводные игрушки» (А.Шабаев,2008г).
Паша – «Дорогая Елена Сергеевна» (Л.Разумовская,2009г).
Добрый – «Волшебная Чалма» (С.Кунин,2009г)
Ганс – «Счастливый Ганс» (М.Бартенев,2009г)
Ихтияр – «Риваят» (Т.Миннуллин, 2010г, ввод вместо Р.Гайнуллина)
Вовик – «Прощай овраг» (К.Сергиенко,2010г)
Ишбирды – «В стародавние времена» (М.Багаев,2011г.)
Самат – «Расплата» (А.Попов,2011г)
Волк – «Золотой цыпленок» (В.Орлов, 2011г.)
Актер – «Адип хан» (Софокл, 2012г.)
Турчик – «Game over. Конец игры» (З.Сулейманов,2014г., ввод в 2017г.)
Солдат – «Эх, уфимские девчата» (И.Абдуллин,2015г.,ввод в 2017г.)
Официант – «№13» (Рэй Куни, 2017г.)
Принц «Золушка» 2016
Егор Курчаев «Глумов» 2017
Махмут «Радость нашего дома» М. Карим 2019
Шагали «Идукай» М.Бурангулов, И. Казакбаев 2019
Кок - Море. Остров. Клад. Д. Салимзянов 2019
«Всем кого касается» Д. Сидерос 2020
Райман «Мгновенье жизни» Н.Мусин , 2020
Мужчина «Осторожно, сваха» С.Сурина 2021
Имаметдин «Прости меня, мама» Р.Батулла 2021
Олег «Горка» А. Житковский 2021
Расуль «Верность» М. Кунафин 2022
«Хорошая девочка Лида» А. Ивашкин
Тахил «Ынйыкай и Юлдыкай» Х. Габитов 2022
Старшина Хомичук «Помилование» М.Карим 2023
Сильвио, Владимир Николаевич «Выстрел» А. Пушкин 2024
Булат «Сваты» С. Латыпов 2024
Амир Утябаев рассказывет стихи
Литературный спектакль "Мустай наш на все сто"
Сюжет о литер.спектакле с канала UTV