Гайнуллин Юнир Шакурович родился 5 апреля 1963 года в деревне Узбяково Гафурийского района. Закончив среднюю школу, работал директором Узбяковского сельского дома культуры.
В 1991 году окончил Уфимский институт искусств. После окончания начал артистическую деятельность в Сибайском государственном башкирском театре драмы имени Арслана Мубарякова, с 01.02.2022 года — артист Салаватского театра.
В 2003 году актёру было присвоено почётное звание «Заслуженный артист Республики Башкортостан», в 2022 — «Народный артист Республики Башкортостан».
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ:
Айрат ("Дороги кончаются у обрыва" - Татбай Н.);
Анучкин ("Женитьба" - Гоголь Н.В.);
Бес ("Убежавшие в счастье" - Гарипова Т.);
Каибаба ("Таторис" - Ганиева Т.);
Подхалюзин ("Банкрот" - Островский А.Н.);
Фаниль ("Таштугай" - Буляков Ф.М.).
Путь в большой мир искусства для Юнира Гайнуллина начался со сказки «Репа», где он впервые выступал на сцене в больших отцовских валенках. Сколько ролей было после этого — и не сосчитать. Буквально на днях актер отметил 60-летний юбилей. Мы встретились в редакции, чтобы поговорить о его сценической жизни.
Юнир Гайнуллин родился в деревне Узбяково Гафурийского района, где много красивых и загадочных памятников природы. Он вырос в многодетной семье, в которой было семеро детей.
— Когда был маленьким, мечтал быть космонавтом, потом решил стать художником. Заведующий клубом Мазгар агай даже привез мне краски и сказал: «Юнир, ты хорошо рисуешь. Из тебя может получиться художник». Действительно, в детстве рисование было моим любимым увлечением. Позже, когда учился в первом классе, учитель Тимербика апа поставила сказку «Репа». Там я исполнил роль старика в больших отцовских валенках — получилось хорошо. Тогда и проснулось желание стать артистом. А в пятом классе учитель Альмира апа поставила спектакль «Страна Айгуль», где я играл Карло Пиккио. «Настоящий артист растет», — сказала она, и эти слова меня еще больше вдохновили. Далее мой талант заметил односельчанин — композитор, в то время директор сельского дома культуры Рамиль Гимранов. Дал возможность выступить перед зрителями с его песней, сказав: «Сцена — твоя!». Я сам научился играть на гармони, — вспоминает Юнир Гайнуллин.
Но по окончании средней школы, когда пришло время выбирать профессию, он начинает сомневаться в своих силах, думает, что не сможет поступить в институт искусств, поэтому едет в Стерлитамак и поступает в профессиональное училище. Учится, потом работает на заводе, но душа настойчиво требует другого... Прищемив пальцы на станке, получает серьезную травму. Испугавшись, что потеряет пальцы и не сможет играть на гармони, Юнир Гайнуллин оставляет работу и уезжает в родную деревню, где устраивается директором дома культуры. В этой должности он проработал почти шесть лет. Молодой энергичный парень с энтузиазмом берется за дело. Клуб под его руководством развивается и процветает: смотры-конкурсы, концерты, спектакли... Однажды Юнир Гайнуллин видит в газете объявление о дополнительном наборе в Уфимский институт искусств. И, набравшись смелости, едет в столицу, чтобы испытать свои силы. Удачно сдает экзамены и становится студентом института искусств, получает диплом и по направлению отправляется в Сибайский театр, которому отдал 31 год.
— Сибай встретил тепло. Сразу включили в спектакль «Резной трон». Своей первой ролью считаю Хасбулата, пережившего афганскую войну, который борется за справедливость в спектакле «Узник поневоле». Каждая из ролей мне близка, потому что проживаю судьбы своих героев, раскрываю их чувства. Театр — это зеркало нашей жизни, школа воспитания. Если даже пара зрителей из общего числа уходит после спектакля, сделав какие-то выводы, значит, ты достиг поставленной цели. Театр — это жизнь! Театр — это вечность! — делится народный артист Башкортостана.
На сцене Сибайского театра актер сыграл более 70 ролей, главных и второстепенных, разнохарактерных. А в прошлом году Юниру Гайнуллину с женой пришлось принять непростое решение — оставить сцену Сибайского театра, который для них стал уютным уголком. Причина была веской.
— Отец, когда был жив, оставил завет — не дать осиротеть родному дому. Сибай далеко — в отчем доме бывал нечасто. Родители хотели, чтобы мы переехали с семьей к ним, но так и не дождались этого... Поэтому, когда устроили детей, решились на этот шаг и переехали ближе к родной деревне в Салават. Потихоньку занимаемся благоустройством родительского дома, — говорит артист.
— Сибайский и Салаватский театры были единственными народными театрами на колесах, они схожи этим. С салаватскими актерами был знаком, встречались на фестивалях. Помню, когда Салаватский театр переехал в это здание, в то время новое, я был делегатом из Сибая и в качестве подарка на сцене исполнил танец. Может быть, поэтому, придя в коллектив, не чувствовал себя чужим, скорее, наоборот — будто всю жизнь здесь работал. Коллектив сплоченный, дружный. У Салаватского театра есть особенные черты, которые отличают его от других: коллектив обладает невероятным творческим потенциалом, здесь работают быстро, оперативно. Есть занятия хореографией, вокалом, что очень важно. В этом году он отмечает 90-летний юбилей. Желаю театру, у которого есть свое лицо, свой зритель, дальнейшего процветания, артистам — новых ярких образов, — делится собеседник.
Несмотря на недолгое время работы в городском театре, Юнир Гайнуллин успел запомниться салаватскому зрителю яркими ролями.
— Первая роль была в спектакле «Ынйыкай и Юлдыкай» в постановке Рустама Хакимова — сыграл Айсуака. В литературно-музыкальном лектории Минзили Кутушевой «С чего начинается Родина?» — ветерана. В премьерной постановке «Хазина» Лианы Нигматуллиной — старика Аллабирде, — перечисляет Юнир Гайнуллин.
Актер за всё благодарен судьбе: есть любимая работа, о которой он мечтал, счастлив и в личной жизни. Еще в студенческие годы познакомился с будущей супругой Фауной, поженились, дали жизнь дочери Лилии и сыну Газинуру. Теперь они счастливые бабушка и дедушка двух внуков.
— Жена Фауна в Сибае заведовала костюмерным цехом. Хотя она по профессии повар, новой работе отдала всю душу, полюбив театр, который нас еще больше сблизил. Люблю и уважаю спутницу жизни за большое сердце, искреннюю чистоту души. Нас, своих близких, всегда балует разными вкусностями. Дочь в детстве посещала танцевальный кружок, сын тоже танцует, играет на фортепиано и гитаре. Брали их на гастроли. Сын даже играл мальчика в спектакле «Не улетайте, журавли». Но, зная, как непрост труд актера, они не захотели пойти по нашим стопам.
Юнир Гайнуллин продолжает служить театру и радовать зрителей, в планах — сыграть новые яркие роли. (интервью газеты "Выбор" к 60-летию артиста)