Знаете ли вы Антона Федорова так, как знаем его мы?
Безусловно, по премьерному спектаклю «Земляки»/«Ерҙәштәр» по пьесе Мустая Карима, произведшему фурор в театральном пространстве. После просмотра нашумевшего спектакля некоторые зрители, по словам библиотекарей, приходили за оригиналом пьесы «Деревенские адвокаты», дабы вновь проникнуться глубиной проблематики, затронутой в «загадочной» постановке и нестандартной трактовке молодого московского режиссера.
Вот и в эти дни (ура!) мы получаем письмо от нашего (смело можем так назвать) режиссера, отправившего артистам наказ вновь окунуться в художественный мир любимого народом русского писателя, актера, режиссера, сценариста Василия Шукшина. Салаватский государственный башкирский драматический театр обращается к наследию мэтра советской литературы впервые. Постановка будет основана на нескольких его рассказах.
Артисты с нетерпением ждут приезда режиссера Антона Федорова, чтобы приступить к репетициям.
ЭВОЛЮЦИЯ ШУКШИНСКИХ "ЧУДИКОВ"
Шукшинские «чудики» появляются тогда, когда вопрос ставится о смысле жизни. Главное для героя Шукшина, рядового человека, - поиск смысла жизни.
Но надо уточнить, что герой-«чудик» эволюционирует.
То есть сначала он наивен, это светлая душа, которая пытается отыскать идеальное начало русского характера. А оно, это идеальное начало, заключается в гармонии. А гармония составляет внутренний мир наивного «чудика». Он счастлив, потому что живёт на этой земле. Это Гринька Малюгин («Гринька Малюгин»), старуха («Письмо»), Ермолай («Дядя Ермолай»), старик (Как помирал старик»), Сёмка Рысь («Мастер»), Андрей Ерин («Микроскоп») и другие.
Куда бы ни заносило таких людей, в плохое их занести не может.
В шестидесятые годы появляется задумывающийся «чудик». Он понимает, что в жизни не всё так хорошо, как кажется на первый взгляд. Это герой- странник. Он ищет смысл жизни, потому что произошла утрата гармоничного мироощущения человеком деревенского уклада. Это Чудик («Чудик»), Игнаха («Игнаха приехал»), Сашка («Обида»), шофёр Иван («В анфас и профиль»), Максим («Верую!»), Мотя Квасов («Упорный»), Спринька («Сураз») и другие.
Они любят весь мир, но мир, этот большой мир, их не понимает. Они задают этому большому миру вопрос: Почему? Люди, что с нами происходит? Вот тут-то и происходит нравственное размежевание двух сред (город-деревня), и появляется третий тип «чудика», или иначе его можно назвать «античудиком».
Наиболее полно талант В. Шукшина раскрылся в жанре короткого рассказа. Герои Шукшина - сельские жители. Важнейшей основой обрисовки характеров стал быт, повседневность. Интересна деталь: герои Шукшина почти не показаны в труде. Автор считает, что бытовая сфера жизни способствует более глубокому раскрытию характера человека.
Новаторство В. М. Шукшина связано с обращением к особому типу — «чудикам», персонажам с творческим мышлением, вызывающим неприятие окружающих своим стремлением жить в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости.
Это не «чудаки», далекие от реальности, живущие в идеальном мире, а именно «чудики», живущие в реальности, но стремящиеся к идеальному и не знающие, где его искать, куда девать накопившуюся в душе силу.
Это фантазеры и мечтатели. Причем мечтают герои Шукшина о вещах недостижимых: об изобретении лекарства от рака («Митька Ермолаев»), избавлении мира от микробов («Микроскоп») и т. д. Чудачество есть способ самовыражения личности.
«Чудики» Шукшина не знают, за что борются, не понимают своей чудности, но продолжают вести свою борьбу. Борьба эта порой смешна, но каждый раз приводит читателя к великим выводам.