Касса театра

8(3476)33-06-51,
33-06-71

 

25 марта ровно год как не стало народного артиста Республики Башкортостан Салихова Рафаэля Гирфановича.
Давайте вместе вспомним аксакала нашего театра.
Предлагаем вашему вниманию замечательную статью о нем, которая вышла в городской газете "Выбор" (автор: Л.Я.Станкова).

"От первой до последней роли"
Светлой памяти Рафаэля Салихова, народного артиста Республики Башкортостан.
Его земной путь оборвался прошлой весной. Он не отметил своё 85-летие в кругу родных людей. Его вечным приютом стало сельское кладбище деревни Старо-Мусино Кармаскалинского района, в которой его корни и родительский дом. В отчем краю он черпал духовные силы и вдохновение, сюда и вернулся навечно. Такой была воля покойного.

Последние аплодисменты звучали в театре, единственном в его профессиональной биографии — Салаватском государственном башкирском драматическом, в котором Рафаэль Салихов служил более полувека. Здесь его театральный путь длиною в жизнь. Его вехи — сыгранные роли. Их более двухсот. Сколько сыграно спектаклей? Для актера провинциального театра счет идет на тысячи.

Сценическое искусство — это искусство сегодняшнего дня. Живой спектакль идет вот в этот час, в эту минуту. Каким было «сегодня» артиста Рафаэля Салихова?

Вот как вспоминал свое знакомство с Салиховым народный артист Башкирской АССР Файзи Бахтияров:
— Рафаэль приехал в Аургазинский колхозно-совхозный театр после окончания Башкирского государственного театрально-художественного училища. Был он ослепительно молод, строен, высок, красив. И голосист. В общем, когда Аллах награждал талантом, о Салихове не забыл. Его актерская судьба складывалась ровно и благополучно, как говорится, плохой погоды не было. У кого-то по молодости голова бы закружилась от комплиментов и аплодисментов. Рафаэль всегда оставался скромным. И для творческого человека на редкость дисциплинированным. Никогда, ни в молодые, ни в зрелые годы не опаздывал на репетиции. Потрясающий выдержки человек. Сцена — рентген. Фальшивого человека высветит безжалостно. Ему есть что сказать зрителю, и ему можно верить.

Рафаэль Салихов постигал премудрости профессии прямо на подмостках. Он жил в ритме своего стремительного века — века больших надежд и разочарований, покорения космоса и великих строек коммунизма. Дыхание одной из них — строительство гиганта нефтехимии в Салавате — ощутил на себе. С 1956 года в жизни театра, в котором он служил, началась новая эпоха: постановлением Башкирского обкома КПСС Аургазинский колхозно-совхозный театр переводится в город Салават и становится Салаватским башкирским государственным театром драмы.
В самом обретении нового адреса был символ времени: театр отправился вслед за своим деревенским зрителем, ринувшимся в 50-е годы на ударные стройки в поисках городского счастья. Ностальгия по отчему дому осталась на долгие десятилетия. И актеры были с этим зрителем на одной волне. Они такие же новоселы. Дом № 33 на улице Гагарина называли актерским. Именно здесь — первое место жительства работников театра в 50-е, 60-е годы. А улица тогда называлась Парковой.

Вот как о первых салаватских сезонах вспоминал Рафаэль Гирфанович:
— Аургазинский театр планировали перевести в Стерлитамак, нам даже показали помещение. Но в верхах все переиграли, и мы стали салаватцами. Переезжали без особых потерь и переживаний. Представьте: актерский «цыганский табор» — в пути «с пеленок». Наш театр с рождения был театром на колесах. Я из артистов-передвижников. Играли на самых разных сценических площадках, случалось — на полевых станах. Понятно, что о сложных декорациях, световых и музыкальных эффектах даже не мечтали. Минимализм во всем. Первичным было слово, актерское мастерство. И вот что интересно — почти все актеры пели. И голоса были уникальные.
В труппе в 1956 году насчитывалось всего 14 актеров. Всех нас росчерком пера сделали горожанами. В Толбазах я снимал угол в крестьянском доме, спал на сундуке: я-то высокий, а сундук — короткий. А в доме № 33 на улице Парковой дали нам комнату на троих — просто роскошь. Спали первое время на полу, а потом купили кровати с никелированными шарами. Радовались как дети. Декорации, театральный скарб везли на грузовиках. Самый ценный груз был в сундуках.
Под театр выделили два барака рядом с клубом строителей. В одном из них шли репетиции. Сцену клуба строителей нам давали редко, ведь это было единственное учреждение культуры, а
гастролеров с известными в Союзе именами было великое множество. В те годы с энтузиазмом строили не только заводы, шло активное культурное строительство. У нашего театра была своя ниша. Нас любили, играли при переполненных залах. Весной давали премьеру: ставили спектакль по пьесе Нажиба Асанбаева «К нам парни приехали». Постановку осуществили главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств РСФСР Фатхислам Галяутдинов и заслуженный артист БАССР Бикташ Калимуллин. У меня была роль Ярлыбая. Жанр лирической комедии: любовь, песни, молодость. Премьера того же года — спектакль по пьесе Зайнаб Биишевой «Любовь Гульбадар», поставленный главным режиссером Фатхисламом Галяутдиновым, который был участником творческой лаборатории Георгия Товстоногова. Новой страницей для нас, провинциалов, стала работа с режиссером Халитом Усмановым, который учился в Москве в классе Завадского. Талантливый человек, человек театра. Помню его «Салават». Часто выезжали в Оренбург. Помню открытую площадку: летний театр на 1 200 мест! Башкирию всю исколесили, в Курган ездили...

Театр — дорога без конца. Для актера провинциального театра это не поэтический образ, а образ жизни. Повседневной, требующей терпения, самоотверженности и физического здоровья. Играли порой до 400 спектаклей в сезон: минкульт спускал жесткий план, а вознаграждение за ударный труд было весьма скромным, актерская зарплата — мизерной. Провинциальные актеры творческое вдохновение руб-лями не измеряли. Оптимистами были неисправимыми. Им песня буквально строить и жить помогала! Песни, которые исполнял в спектаклях Рафаэль Салихов в 50, 60-е и 70-е годы, уходили в народ. Был такой спектакль — «Смелые люди» (пьеса Нажиба Асанбаева), рассказывал он о строительстве комбината. Песни к спектаклю написал Бахти Гайсин. Салихов играл роль строителя Загира. И, конечно, пел. И как пел! На следующий же день хиты звучали в городе. Театр был и окном в мир, и собеседником, и воспитателем эстетических вкусов.

Рафаэль Гирфанович с особым уважением относился к режиссеру, признавая диктат режиссуры. Он откровенно признавался, что актер Салихов охотно вступает в сценический мир, который ему открывает режиссер. Давали ли режиссеры простор для его актерской индивидуальности? Да, потому что им было что эксплуатировать. Режиссеры «первой волны» Салаватского театра: Ф. Галяутдинов, Х. Усманов, Р. Аюпов, Л. Валеев — ставили много музыкальных комедий. Именно комедия подарила актеру свободу импровизации и пластическую раскованность.
Салихов из тех людей, которым присуща внутренняя интеллигентность, он располагал к общению, душевным разговорам и бесконечным спорам о высоком. Неустроенность быта, отсутствие собственного театрального дома, а следовательно — стационарной сцены, элементарно — зала для репетиций стали почти привычными. В общем, у театрального народа для уныния не было места. И этот народ менялся, режиссеры перетекали из одного театра в другой, появлялись новые имена на афишах... Имя Рафаэля Салихова стало постоянной строкой. Текла нормальная жизнь провинциального театра.

Одна из последних значительных ролей — дед Демош в спектакле «Ушло мое белое лето» (режиссер Гульдар Ильясова, пьеса Людмилы Станковой). Эта роль, созданный образ показали, что актерское мастерство Салихова с годами приобрело мудрость. Он рассказывал нам о своем представлении счастья, радости, горя, и зритель искал на сцене отзвук своему пониманию жизни, любви, смерти. Его герой прост, но не простоват. Это умная, насыщенная простота. Рафаэль Гирфанович обладал особенным артистическим и человеческим обаянием. Артист завоевывал зрителя душевностью, открытостью. Он непостижимым образом сохранил какую-то романтическую свежесть, которая пленяла зал. Когда-то было популярно выражение «любимец публики». Это совершенно особое определение. Оно характеризует актеров с положительной энергетикой, способных легко и свободно вступать в диалог со зрителем.

Звания пришли к Салихову в период творческой зрелости. «Заслуженного» он получает в 1972-м, «народного» — в 1993 году, а в 1986 году ему вручают орден «Знак Почета». Для него же был
особенно памятен Республиканский фестиваль театрального искусства 1986 года: актер СГБДТ Рафаэль Салихов был отмечен в номинации «Лучшая мужская роль» — Амирхан в спектакле «Над светлой водой» режиссера Б. Ибрагимова по пьесе В. Белова. В 1996 году народного артиста РБ Рафаэля Салихова называют «Лучшим актером года».
— Салаватский театр — моя любовь на всю жизнь, надеюсь — взаимная, — сказал на вечере чествования лауреат.
Его принадлежность к Салаватскому государственному башкирскому драматическому театру — уже достояние вечности, его преданность своему делу была абсолютно бескорыстной. Вклад в развитие башкирского сценического искусства колоссален — более двухсот сыгранных ролей... И все-таки — была ли среди них любимая? Рафаэль Гирфанович Салихов отвечал со своей неизменной, какой-то робкой, мягкой улыбкой:
— Айбулат в драме «Иргиз», пьеса Хадии Давлетшиной, постановка Лека Валеева и Вазиха Сайфуллина.

Вы всегда будете в наших сердцах!!!


https://vk.com/album-36664302_169814992
https://vk.com/album-36664302_179389632


Россия, Республика Башкортостан,
ГБУКИ РБ Салаватский государственный башкирский драматический театр. 453266, г.Салават, ул. 30 лет Победы, 5.
8(3476) 33 06 50, salavatteatr@yandex.ru