Касса театра

8(3476)33-06-51,
33-06-71

 

Родилась 17 августа 1971 года в дер. Кабакушево Стерлибашевского района Республики Башкортостан. Окончила театральный факультет Уфимкого государственного института искусств в 1995. В труппе Салаватского государственного башкирского драматического театра с 1993 года. Лучший актер года (1993г.) Заслуженная артистка РБ (2008г.).Ушла из театра 31 августа 2010 г.с переводом в башкирский драматический театр г.Стерлитамака.

Каримова Ляйсан Габтелбариевна работает в Салаватском государственном башкирском драматическом театре с 1993 года. Ее дебютом на салаватской сцене стала роль Алии в драматической новелле Ф. Булякова «Таштугай». Уже с этой роли проявилось лирическое дарование актрисы, и обозначилась главная тема ее творчества – любовь во всех ее проявлениях. Пригласил на роль в профессиональный театр тогда еще студентку театрального факультета УГИИ режиссер В.К. Сайфуллин. Трудолюбивая, упорная в решении поставленных задач, Ляйсан играла Алию, не теряясь на фоне профессиональных актеров. Именно за создание этого образа Каримова Лейсан в 1994 году была удостоена театральной премии «Лучший актер года».

Последующие роли актрисы - Алла – «Во имя любви» Р.Байбулатова, Дилара – «Почему девушки плачут» Ф.Булякова, Миляуша – «Гульшаян» М.Амира, Ану – «Салават» М.Карима, Гульбика – «Женюсь на собственной жене» Н.Гаибаева, Нурия – «Зайтунгуль» Н.Асанбаева, Айбика – «Змеиная кожа» А.Дильмухаметовой, Зайнап – «Он, Она и Я...» З.Хакима, Кот - «Бременские музыканты» В.Шульжика, Газиза Насырова – «Семь девушек» Н. Асанбаева, Сажида «Он вернулся» А.Атнабаева - убеждают в том, что она создает живые человеческие характеры.
Ляйсан Каримова – актриса не только лирического плана, она создает яркие портреты характерных героинь, играет острокомедийные роли. К примеру, Сапатера "Чудесная башмачница" (Г.Лорка), Уммугульсум «Бабий бунт» (М.Багаев), Гертруда «Лебединая песня» (А.П.Чехов).
Для актрисы каждая роль – это своеобразная творческая площадка к вершинам профессионального мастерства, ибо в Лейсан есть главное, необходимое качество – умение анализировать сыгранную роль. Л.Каримова из тех немногих актрис, создающих, развивающих свою творческую индивидуальность. Она успешно играла в спектаклях таких режиссеров, как Г.Ильясовой, Н.Байковой, И.Валеева, Э.Шаихова, О.Ханова, которые ценят в ней способность к анализу, к импровизации. Л.Каримова не просто слепой исполнитель режиссерской воли, она – соавтор. Особенно ярко это качество Л.Каримовой проявилось в спектакле «Кавардак Forever!!!», где она виртуозно исполнила роль Тани (режиссер Э.Шаихов).
Беспокойная, творческая натура, актриса не останавливается на достигнутом, а постоянно находится в творческом поиске, умеет учиться, впитывать информацию театральной жизни.
За достигнутые творческие успехи и актерский талант Лейсан Каримова в 2008 году была удостоена звания «Заслуженная артистка Республики Башкортостан».
У Ляйсан активная жизненная позиция, она находит время для участия в общественной жизни театра. С глубоким уважением Каримова относится как к старшему поколению актеров, так и к молодым. Неравнодушие к проблемам людей, умение сопереживать, поддерживать как словом, так и делом – качества, присущие Л.Г.Каримовой. Это позволяет ей пользоваться в коллективе заслуженным уважением.

 

Лауреат премии «Лучший актер года», 1994
Ляйсан Абдрахманова – Каримова:
«Моя героиня Алия немая, но эта роль, ставшая дебютом, обострила мой слух и в профессии, и в жизни»

Дебют Ляйсан Абдрахмановой – Каримовой на салаватской сцене – Алия в спектакле по драматической новелле Флорида Булякова «Таштугай». Режиссер спектакля Вазих Сайфуллин пригласил на роль в профессиональном театре тогда еще студентку актерского факультета Уфимского института искусств. Это был смелый и ответственный шаг мастера сцены. Ляйсан – тоненькая, хрупкая, играла с юным лирическим воодушевлением. Вазих Кашапович разглядел в робкой, не разучившейся краснеть сельской девушке – родилась Ляйсан в деревне Кабакушево Стерлибашевского района – потенциал, который, он в это верил, будет реализован.
Трудолюбивая, упорная в решении постановочных задач, Ляйсан играла Алию, не теряясь на фоне профессиональных актеров. Ее героиня нема от рождения, она живет в мире своих фантазий. Реальная жизнь, в которой существуют ее вечно пьяный отец и мать, постаревшая от бесконечных хлопот о куске хлеба, серая и убогая. Алия в исполнении Ляйсан Абдрахмановой – и беззащитная, и уязвимая, и тонко чувствующая. И стойкая. Создатели спектакля не стремятся ......... ее в бледно-розовом мелодраматическом сиропе: она чище и сильнее тех, кто наделен и слухом, и зрением. Но души их немы и слепы. Они уже давно свыклись со своей душевной глухотой. Их попытки восстать из духовного пепла робки и ленивы. И только немая Алия осознает, какая разломанная, какая расколотая жизнь вокруг. И она уходит в мир иной, в мир любви и гармонии, сочиненный ею. Ее уход – как вспышка мгновенного просветления для глухих и темных душ, как момент постижения давно утраченных вечных истин. Но финал спектакля по замыслу режиссера все-таки оптимистичен: Алия разбудила те светлые человеческие чувства, которые еще теплятся в людях, загнавших под давлением обстоятельств в глухие темницы собственные души.
Спектакль «Таштугай» для Салаватсвого государственного башкирского драматического театра – этапная веха творческого пути. Он был в афише первой «Театральной весны». Эта работа «открывала» сцену нового театрального дома, который обрел театр-скиталец в 1993 году.
- Для меня, - вспоминает Дяйсан Абрахманова – Каримова, - то время незабываемо. Для начинающей актрисы встреча с таким мастером сцены как Вазих Кашапович Сайфуллин – извините за банальное сравнение, счастливый билет. Это так. Атмосфера работы над спектаклем была удивительной. Прочитали пьесу, Вазих Кашапович сказал: «Работаем над этюдами. Все». Меня такое «студенческое» задание даже с толку сбило. Я то полагала, что у маститых и опытных все с разбегу и сразу. Но я тогда усвоила главную истину профессии: лицедейство – это труд, даже самый талантливый из нас, не приученный к постоянному, планомерному труду, растеряет данное природой. Вазиха Кашаповича побаивались не только молодые артисты, он не позволял расслабляться и народным, и заслуженным. Никаких опозданий на репетиции и уважительных причин отсутствия. Но зато каждая его похвала – летишь как на крыльях. В «Таштугае» нашу семью – маму играла Райса-апа Сайфуллина, а отца Якуп-агай Шарипов. Вазих Кашапович называл «мое великолепное трио».
Та моя первая актерская работа принесла мне еще одно знание, опять же очевидное – как важно, чтобы актера не передавали из рук в руки, пусть и очень талантливые, и очень умелые режиссерские руки. Чтобы актерское мастерство развивалось в динамике важно работать с одним режиссером. С Мастером. А режиссерский диктат неизбежен. Мы, актеры, внутри спектакля, а режиссер видит его как бы сверху, он знает конечную цель общих усилий. Когда режиссер «дома» и спектакль будет жить долго. Собственно, наличие постоянного режиссера и есть условие репертуарного театра. Мне нравился спектакль «Апрель в Париже» (режиссер-постановщик Гульдар Ильясова, заслуженный деятель искусств РБ, пьеса Людмилы Станковой). Это был совершенно нетипичный для нашего театра спектакль и по форме, и по содержанию. Такой гламурный: невыдуманная история для доверчивых дам в режиме танго. Работать было интересно. И зритель нас увидел в другом амплуа. И принял. Но...
У меня в родном, а это не дежурный эпитет, театре пятнадцатый сезон. Я чувствую уже ответственность – а это право надо заработать и за судьбу театра в целом. Невозможно жить только в скорлупе собственных творческих амбиций. Как бежит время, отмечаешь не только по личным датам, а больше по репертуарным афишам театральных сезонов...
Та юная актриса Ляйсан Абрахманова, успешно дебютировавшая на сцене СГБДТ. Один из первых лауреатов ставшей престижной премии «Лучший актер года» и нынешняя Ляйсан Абрахманова – Каримова – это дистанция огромного разлада. Удачный дебют – это хорошо. А что дальше? Ведь этого дальше могло и не быть: сколько подающих надежды молодых актеров просто не состоялись в своей профессии. Ляйсан Абрахманова – Каримова оказалась востребованной. В ней увидели разноплановую актрису. Хотя опасность стать актрисой одной роли и присутствовала – такая «бродячая» готовенькая лирическая героиня. Тем паче, что изящество, стройность, женское очарование она с годами сохранила.
Режиссер Ильдар Валеев увидел в Ляйсан и талант эксцентричной актрисы – актрисы, которая не боится на сцене быть смешной, неуклюжей, некрасивой, эротатной. Ее Миляуша в «Гульшаян» (пьеса М.Амира) – создание озорное, бойкое. В комедии ситуаций Л. Абрахманова – Каримова чувствует себя как рыба в воде. Она в них просто купается, и зритель подпадает под обаяние проделок простушки Миляуши.
Сапатера («Чудесная башмачница» Г. Лорки) – образ многоплановый, в котором пересекаются смысловые нити всего спектакля. Режиссерский выбор Ильдара Валеева и на этот раз удивил. О «Чудесной башмачнице» не скажешь, что она с успехом обошла все мировые сцены. Да и пьеса, ее текст сам по себе, прости великий Лорка, рыхлый, на «две серии». Валеев не побоялся сделать смелые купюры из классика. И пьеса заиграла такими красками! Их в спектакле целая радуга и в прямом. И в переносном смыслах. Очень зрелищный спектакль, спектакль – атака, спектакль – порыв, спектакля – крик души.
Сапатера – из любимых ролей. Это героиня не из прошлых веков, нет дистанции эпох, она мне близка, - гворит Ляйсан. – Вечный конфликт толпы и той, которая не хочет, да и по природе своей и может быть в толпе, жить по ее лицемерным принципам. Быть в строю всегда удобно. Во все времена. И, может быть, порой проще пойти на компромисс, подыграть сильному, не умничать с наглым дураком. Не изменять самому себе – самая трудная верность. Сюжет вроде бы простенький, ситуации бытовые, житейские. Но какая глубокая философия. Сколько подтекстов.
Ильдар Валеев – требовательный режиссер. В полнакала страстей не работает. Тогда еще и технические возможности сцены были мизерные. В оформлении использовался круг, на котором «мчалась» толпа, готовая раздавить, задушить неугодную. Так вот этот круг толкали вручную. Это сейчас наша сцена по техническому оснащению не уступает столице.
Еще и поэтому в СГБДТ стал возможным спектакль «Кавардак Forever!!!» в постановке Эдуарда Шаихова по пьесе Степана Лобозерова «Семейный портрет с посторонним». В салаватском семейном портрете Ляйсан играет одного из главных членов этой семьи – дочь Татьяну. Такой драматический материал, сама концепция, сам жанр спектакля для Ляйсан были как с другой театральной планеты, совершенно не вписывались в привычные ля нее рамки сценического существования. Но тем интереснее было работать. Такого интенсивного на грани фола поиска образности на сцене еще не было. Это фантасмагория, карнавал. В авангардистских исканиях актриса Ляйсан Абрахманова – Каримова еще не участвовала, ей пришлось постигать эстетику балаганного представления. Это был страх, сродни полету с вышки в бездну водной глади – но какое чувство полета, когда уже набрался смелости духа, ничего не страшно.
- Такие спектакль, - говорит актриса, - разрушают наши вчерашние представления о вкусах зрителя. Да, зритель разный. И он приходит в театр за разными впечатлениями. Но не надо думать, что провинциального зрителя надо «кормить» только простенькими бытовыми комедиями или мелодрамами, выжимающими зрительские слезы. «Кавардак...» мы играли и в столицах, и на выездах по республике. Представляете аудиторию в Мелеузе: на первых рядах – преподаватели лицея, в зале – молодежь. Лица первых – сама строгость и серьезность, у последних кажется полная погруженность в свои сиюминутные, очень важные для них настроения. Но как принимали спектакль, полный контакт и с теми, и с другими. После спектакля ко мне с программой подошла юная девушка за автографом, она меня благодарила, сказала, я здорово все поняла про их жизнь. и еще одно откровение Ляйсан Абрахмановой – Каримовой:
- Люблю выходить на поклоны. Аплодисменты для меня, как знак того, что моя работа принята. И только тогда создаваемый мной образ отпускает меня из своего плена – он как бы живет уже своей жизнью. Жизнью, которая уже принадлежит зрителю.

Роли в Салаватском театре:
Алия – «Таштугай» (Ф. Буляков).
Алла – «Во имя любви» (Р. Байбулатов).
Дилара – «Почему девушки плачут» (Ф. Буляков).
Ынйы – «Девушка с веснушками» (Ф. Буляков).
Таня – «Кавардак Forever!!!» (С. Лобозеров).
Сапатера – «Чудесная башмачница» (Ф.Гарсиа Лорка).
Нафиса – «Башкир из Кузян» (Н. Асанбаев).
Гульбика – «Женюсь на собственной жене» (Н. Гаитбаев).
Ану – «Салават» (М. Карим).
Айбика – «Змеиная кожа» (А.Дильмухаметова)
Уммугульсум – «Бабий бунт» (М.Багаев)
Махруй – «Башмачки» (Х.Ибрагимов)
Умнягина – «У войны не женское лицо» (С. Алексеевич).
Мунира – «Убью и уйду» (Н. Гаитбаев).
Герда – «Снежная королева» (Г.Х. Андерсен,2004).
Нурия – «Зайтунгуль» (Н. Асанбаев,2005).
Зайнап – «Он, Она и Я» (З. Хаким,2007г)
Лебедкина – «Поздняя любовь» (А. Островский,2007г).
Кай, Буратино - «Путешествие на планету Мультляндия» (Я.Шарипов,2007г)
Кот – «Бременские музыканты» (В.Шульжик,2008г).
Газиза Насырова – «Семь девушек» (Н.Асанбаев,2008г).
Дама, Гертруда – «Лебединая песня» (А.Чехов2009г).
Свинья – «Счастливый Ганс» (М.Бартенев,2009)
Сажида – «Он вернулся» (А.Атнабаев,2009г).
Гульсылу – «Риваят» (Т.Миннуллин, 2010г)


Россия, Республика Башкортостан,
ГБУКИ РБ Салаватский государственный башкирский драматический театр. 453266, г.Салават, ул. 30 лет Победы, 5.
8(3476) 33 06 50, salavatteatr@yandex.ru